Волынцев А.Н. Человек настоящий: кто это? - Волынцев А.Н. <!--if()-->- <!--endif--> - Библиотека - Философский семинар





Категории раздела
Журнал "Интегральная философия" [5]
Электронный журнал Интегрального сообщества
Борчиков С.А. [18]
Батура И.Г. [1]
Войцехович В.Э. [2]
Волынцев А.Н. [1]
Донской Б.Л. [1]
Захаров А.В. [1]
Захарова Т.Г. [1]
Ивакин А.А. [3]
Катречко С.Л. [2]
Моисеев В.И. [2]
Подзолкова Н.А. [1]
Соколов А.А. [1]
Шуранов Б.М. [1]
Мыслечувствие [1]
Форум ФШ
Сборники [1]
не только Семинара
Размышления о... [15]
философский альманах
Философия в малых формах [2]
избранные работы
Форма входа
    город Озёрск
Воскресенье, 04.12.2016, 04:54


 Философский семинар

  
Главная » Файлы » Волынцев А.Н.

Волынцев А.Н. Человек настоящий: кто это?
12.02.2013, 10:22
...Духовной жаждою томим...
А.С. Пушкин.

...Современному миру свойственно подменять понятия. Это естественная черта эпохи постмодернизма и постмодернистского сознания. Одним из ярких примеров понятийной эквилибристики является понятие духовности.

Очень часто приходится сталкиваться с суждениями, подобными следующему: «Вы знаете, N. N. не пропускает ни одной премьеры в нашем театре, посещает все художественные выставки… Очень духовный человек!» Подмена налицо. Может быть, все-таки в данном случае следовало сказать не «духовный», а «культурный»? Согласитесь, это не одно и то же. Почему?

Прежде чем дискутировать о чем бы то ни было, следует договориться о терминах. То, что «духовность» имеет непосредственное отношение к «духу», это понятно. А что такое «дух» в изначальном понимании этого слова (по отношению к человеку, конечно, а не к «бестелесным существам»)? Обратимся к авторитету Церкви, так как она непосредственно занимается исследованием духовности на протяжении уже не одной тысячи лет.

«Дух – это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его» [1], – писал святитель Феофан Затворник в Х IХ веке. Церковь учит о трехчастности человеческой природы: дух, душа, тело. Так же и жизнь человека делится на жизнь телесную, душевную и духовную. Насчет телесной более или менее понятно, а вот две других...

«...Душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного. И познания ее все строятся только на основании того, что делает опыт, и деятельность ее обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, и чувства ее порождаются и держатся только из ее состояний и положений видимых. Что выше сего, то не ее дело» [2].

А что же дух? «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем, удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им» [3].

Среди наиболее ощутимых проявлений движений жизни духа святитель Феофан называет жажду Бога, которая «выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна во всеобщем же недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? – То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, всё ему мало. И все, как вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят; но, нашедши бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горe – к небесному!» [4]

Таким образом, человек только тогда становится полноценным человеком (таким, каким он задуман при сотворении), когда в нем установлена правильная со-подчиненность частей человеческой природы – иерархия: дух – над всем, затем – душа и в последнюю очередь – тело. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1, 26) – таков был замысел Бога о человеке. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27) – и такова была реализация замысла. То есть сказано, что человек был создан по образу Божию, но не сказано, что он был создан по подобию Божию, как предполагалось изначально. Что это значит? Это значит, что человек должен быть соучастником своего творения, он должен стать со-творцом самого себя вместе с Богом, он должен подобия Божия достичь сам (с Божьей помощью, конечно). Неслучайно существует такой чин святых, как преподобные, т.е. те, кто достиг подобия Божия. А это достижение и заключается в выстраивании человеком внутри себя истинной иерархии: дух-душа-тело.

Такая иерархия не говорит о том, что тело презренней всего остального, просто порядок предполагает каждой части свое место. Никто же не станет всю жизнь ходить на голове только для того, чтобы поставить ноги на место головы и прослыть самым передовым демократическим реформатором. Когда человек начинает думать не головой, это становится заметно окружающим, не так ли?

Что бывает, когда в жизни человека становится доминирующей жизнь не духовная, а душевная или телесная?

Душевность и телесность (как проявления жизни души и тела) сами по себе безгрешны, так как естественны человеку. Но если человек ставит во главе своей природной иерархии душу (или еще хуже – тело), то он становится повинен в том, что его «демократическое реформирование» дало господство тому, что должно занимать подчиненное положение.

Велика ли беда от нарушения задуманной Богом иерархии? Судите сами. Дух человеческий, который может обрести покой только в Боге, стремится к этому покою. И когда дух находится на вершине природной иерархии человека, то неизбежно приходит к Богу. Тогда человек обретает духовный покой (мир, говоря по-другому), душа и тело естественным образом ограничиваются самым необходимым и не нуждаются в излишествах (серебряно-хрустальных сервизах, модной одежде «от кутюр», деликатесах, половых извращениях и т.д. и т.п.).

Когда же «правящее положение» занимает душа (а еще хуже – тело), дух, изнывающий под гнетом «незаконной власти», требует насыщения от своего «правителя», но, поскольку насытиться может только общением с Богом, то ничто из предлагаемого душой или телом не может удовлетворить духовной жажды (жажды Бога).

Вот откуда знаменитая творческая неудовлетворенность художников, актеров, ученых. Дух не может насытиться «душевной» пищей (науками, искусствами и т.д.). И уж тем более он не может насытиться пищей «телесной»: ни гурманство, ни сексуальные изыски не в состоянии удовлетворить дух. Только сумев восстановить иерархию, во главе которой стоит дух, человек становится и гармоничным, и подлинно свободным. И начинает отличаться от представителей мира животного, тоже имеющих душу, но не имеющих духа.

Итак, духовный человек – это человек, жизнь которого определяется потребностями духа (в отличие от человека душевного или человека телесного), человек, в котором восстановлена задуманная изначально иерархия, и здесь никакой «демократизм» не уместен. А духовность человеческого сообщества зависит от духовности составляющих его людей и соответственно тоже требует определенной иерархии.

Еще не так давно (по историческим меркам, конечно) отличительной чертой России была духовная соборность, то есть соборность на основе духа. Россия – это государство, выросшее вокруг Церкви. Не наоборот. И когда за духовность стали принимать бездумное следование обрядам, Империя рухнула.

«…Кроме своих основных целей, Церковь на протяжении веков являлась и хранительницей истинной иерархии. А одним из признаков подлинной культуры как раз и является ощущение иерархии. И если разрушаются истинные культы, разрушается и культура. Не зная православной веры, не понять русской культуры и литературы, наших великих писателей», – сказал в одном из интервью директор Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН), член-корреспондент Российской Академии наук Николай Николаевич Скатов.

Если общество на место подлинно необходимой иерархии поставило иерархию «демократических ценностей», то ни о какой духовности говорить не приходится. Можно говорить только о квази-духовности или анти-духовности (здесь «анти» в значении «вместо»). Человек в таком обществе предоставлен сам себе, брошен на произвол собственной души (и тела). Общество, в котором главной ценностью провозглашена жизнь (а значит, качествожизни), – это общество потребления, где духовные потребности задавлены необходимостью покупки новой машины (квартиры, виллы, модной мебели, утвари и пр.). Здесь нет места подлинно духовным ценностям, нет места мыслям о Боге и вечности и, само собой, нет места никакой национальной идее.

«Бери от жизни все» – вряд ли этот лозунг можно назвать девизом человека духовного. Десять заповедей даны на все времена, и не заповеди должны подстраиваться под времена, а люди, несмотря на быстроменяющуюся моду, должны сверять свою жизнь по заповедям, по тем вечным канонам, которые помогают человеку быть человеком.

Примечания

1. Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л.,1991. С.31.

2. Там же.

3. Там же. С.32.

4. Там же. С.33.

Категория: Волынцев А.Н. | Добавил: Сергей_Борчиков
Просмотров: 600 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Философский семинар © 2016