Борчиков С.А. Универсальное понятие медитации - Борчиков С.А. <!--if()-->- <!--endif--> - Библиотека - Философский семинар





Категории раздела
Журнал "Интегральная философия" [5]
Электронный журнал Интегрального сообщества
Борчиков С.А. [18]
Батура И.Г. [1]
Войцехович В.Э. [2]
Волынцев А.Н. [1]
Донской Б.Л. [1]
Захаров А.В. [1]
Захарова Т.Г. [1]
Ивакин А.А. [3]
Катречко С.Л. [2]
Моисеев В.И. [2]
Подзолкова Н.А. [1]
Соколов А.А. [1]
Шуранов Б.М. [1]
Мыслечувствие [1]
Форум ФШ
Сборники [1]
не только Семинара
Размышления о... [15]
философский альманах
Философия в малых формах [2]
избранные работы
Форма входа
    город Озёрск
Среда, 07.12.2016, 23:17


 Философский семинар

  
Главная » Файлы » Борчиков С.А.

Борчиков С.А. Универсальное понятие медитации
20.02.2013, 15:47

Статья опубликована: Тезисы докладов межотраслевой научно-технической конференции «Дни науки ОТИ МИФИ». - Озёрск: «Форт Диалог-Исеть», 2002.



Задача

Выработать понятие медитации, обобщающее множество медитативных практик и представлений. Наметить контуры медитации, соответствующей  современному уровню цивилизации в целом и западноевропейскому менталитету в частности.

Аксиомы

В общем потоке (токе) сознания существуют два разнящихся потока: извне и изнутри. Последние характеристики потоков сознания буду называть значимостями.

В обычном состоянии сознании оба потока (и тем самым обе значимости), как правило, переплетены до неразличимости. Однако выделяются две ситуации, при которых значимости относительно дифференцированы.

1) Преобладание: когда значимость одного потока по отношению к другому более или менее выражена (например, при ощущении более выражен поток извне, а при чистом мышлении – поток изнутри).

2) Инверсия: когда один поток принимает на себя значимость другого и при этом более выражен (например, при обозначении внутренняя значимость переносится на обозначаемые предметы потока извне, а при фантазии полученные извне предметные впечатления вплетаются в игру образов внутреннего потока).

Определение

Под медитацией я понимаю всякую деятельность, которая доставляет человеку благо путем осознанной инверсии значимости потока сознания извне в значимость более выраженного потока сознания изнутри, если последний развертывается при этом в качестве виртуала.

В определении медитации важны следующие моменты.

Во-первых, обязательное доставление блага. Если нечто не доставляет благо, то это не медитация. Вот некоторые благие предикаты медитации: удовольствие, наслаждение, блаженство, катарсис, экстаз, просветление, успокоение, счастье.

Во-вторых, бóльшая значимость внутреннего потока сознания. Если в сознании преобладает значимость потока извне, то это не медитация. Именно концентрация и сосредоточение сознания на внутреннем потоке позволяет улавливать и вкушать благо.

В-третьих, поток сознания извне отнюдь не исключается, а в большинстве случаев даже необходимо предполагается, однако, значимость последнего однозначно инверсирует в значимость потока изнутри (во многих случаях – вплоть до полного исчезновения). Если такого не происходит, то медитация не может считаться чистой, а при определенном пороге соотношения она и не медитация вовсе.

В-четвертых, обязательное наличие осознанности (методологической целеполагаемости) медитативной процедуры. Если некая процедура совершается не осознанно, то она не медитация. Это не означает, что человек обязательно осознает её в терминах «медитация» и т.п., но это означает, что человек отдает себе отчет в том, что он получает благо, что это благо он получает внутри себя, что при этом он даже внешние впечатления превращает во внутренние и что он сам ввергает себя в подобную деятельность.

Виртуальное основание

Отмеченные четыре момента являются необходимыми, но не достаточными условиями медитации. Если медитация есть, то эти факторы налицо. Однако их формальное соблюдение (наличие осознанности и торжества внутри над вне) еще не означает, что возникнет медитативный виртуал. Он может и не возникнуть – даже при колоссальном усилии со стороны человека. Парадокс здесь заключается в том, что сознательными (волевыми) усилиями надо достичь самопроизвольного (виртуального) истечения блага.

Появление медитативного виртуала в таком случае является уже достаточным условием существования феномена медитации.

В данном понимании природы медитации я опираюсь на концепцию виртуальной реальности, разработанную в Центре виртуалистики Института человека РАН и, в частности, безвременно ушедшим из жизни Н.А. Носовым (1952-2002). Виртуальная реальность имеет четыре специфических свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность[1].

Медитативная виртуальная реальность всегда порождается целеполагаемой деятельностью и является актуальной (происходящей здесь и сейчас). Характер её «…актуа­лизации рефлексируется: осознается как особое событие… При этом человек может полностью переключиться на свои самоощущения: перейти в виртуал…»[2] Виртуал – это феноменальное событие виртуальной реальности.

Виртуал автономен, т.е. имеет свое время, пространство и прочие закономерности протекания, отличные от тех, которые свойственны обычным состояниям сознания и иным виртуалам. А так же интерактивен, т.е. взаимодействует с иными виртуалами и потоками сознания. В частности, спокойно вбирает в себя потоки сознания извне и изнутри и перекраивает их сообразно своей природе.

Общая типология медитаций

По параметру количества людей, вовлеченных в медитацию, я различаю эготивную медитацию (медитацию одного человека, медитацию, замкнутую на одно эго) и социотивную медитацию (медитацию одного человека, но к которой привлечены другие люди).

В эготивной медитации я различаю две разновидности: чувственно-духов­ную медитацию (медитацию звуками, краскам, движениями, ритмами, ощущениями, образами, телом и т.п.) и духовно-умственную медитацию (медитацию поэтическую, религиозную, творческую, философскую, медитацию символами, идеями, рефлексиями, мыслями и т.п.)

В социотивной медитации человек разрывает границы эго и допускает к своему благу – в качестве медитативно и виртуально значимых – других людей, а также связанные с таким допуском социальные отношения и объекты мира.

Как невозможно строго зафиксировать потоки извне и изнутри, а речь идет лишь о значимостных приоритетах, так невозможно строго различить эготивную и социотивную медитации. Эготивно медитирующий человек неизбежно совершает это в социуме, а социотивная медитация необходимо базируется на потоке индивидуального сознания и виртуалах каждого из причастных к ней людей. Речь может идти лишь о том, играют ли элементы социума и мира роль медитативных инструментов или выступают просто неизбежным фоном для сознания. Например, молитва (как разновидность религиозной медитации) может иметь эготивную форму (даже если общающийся с Богом совершает её в храме совместно с паствой), а может иметь социотивную форму (даже если верующий получает благо от религиозного мления вдали от паствы наедине с собой).

Медитация с помощью мира

Это один из примечательных видов социотивной медитации. По структуре допускаемых в медитацию людей, отношений и объектов можно выделить три её подвида:

1) Допуск родных и очень близких людей, а также экзистенциальных отношений.

2) Допуск близких по духу или по общежитию людей (единомышленников и соратников), а также инзистенциальных отношений. Не исключено, что в эту категорию входят и кровные враги («вражество – удел подобных»), а вот иное и чуждое не входит.

3) Допуск дальних, чуждых и иных людей, а также любых социальных отношений и мира в целом.

Примечательность медитации с помощью мира заключается в том, что именно она (особенно с освоением третьего подвида) незримо обеспечивает сохранение всеединства во всеразличии на современном этапе развития цивилизации – как для всего человечества, так и для каждого человека с миром в целом.


[1] Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, №10. С.157.

[2] Там же. С.158.

Категория: Борчиков С.А. | Добавил: Сергей_Борчиков
Просмотров: 496 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Философский семинар © 2016