Борчиков С.А., Соколов А.А. Смысложизненные параллели - Борчиков С.А. <!--if()-->- <!--endif--> - Библиотека - Философский семинар





Категории раздела
Журнал "Интегральная философия" [5]
Электронный журнал Интегрального сообщества
Борчиков С.А. [18]
Батура И.Г. [1]
Войцехович В.Э. [2]
Волынцев А.Н. [1]
Донской Б.Л. [1]
Захаров А.В. [1]
Захарова Т.Г. [1]
Ивакин А.А. [3]
Катречко С.Л. [2]
Моисеев В.И. [2]
Подзолкова Н.А. [1]
Соколов А.А. [1]
Шуранов Б.М. [1]
Мыслечувствие [1]
Форум ФШ
Сборники [1]
не только Семинара
Размышления о... [15]
философский альманах
Философия в малых формах [2]
избранные работы
Форма входа
    город Озёрск
Воскресенье, 04.12.2016, 04:51


 Философский семинар

  
Главная » Файлы » Борчиков С.А.

Борчиков С.А., Соколов А.А. Смысложизненные параллели
[ Скачать с сервера (69.5Kb) ] 04.02.2013, 18:32


Данная работа необычна по форме. Мы делали её совместно. Однако не так, как Ильф и Петров, одновременно работая над одним и тем же материалом. А так, что мысли каждого шли своим чередом, или серией, как сказал бы Жиль Делёз [1]. Серии эти развивались параллельно. Но в какой-то момент мы заметили, что они коммуницируют между собой, иногда сходясь до резонанса, иногда расходясь до абсолютного противостояния. Эту необычную сериальную диалектику [2] мы и представляем на суд читателей. Отметим только, что серия мыслей А. Соколова – это, скорее, поток сингулярных индивидуальностей, а серия мыслей С. Борчикова – это, скорее, поток индивидуальных всеобщностей.

* * *

А. Соколов

Смысл жизни ускользает, ибо это проблема внутренней тишины и мыслительной сосредоточенности, как и доброта, как и любовь, как отчасти – в той части, которая, кроме умения довольствоваться и быть до-вольным, – и счастье.

Неспроста С.Л. Франк учил: "Чтобы искать смысл жизни – не говоря уже о том, чтобы найти его, – надо прежде всего остановиться, сосредоточиться и ни о чем не "хлопотать”. [3]

* * *

Для меня очевидно, что словосочетание « смысл жизни» звучит высокопарно и является этической декларацией. Я очень хорошо это чувствую: внутри жизни нет смысла жизни, а есть только жизнь. Внутри жизни нет места для смысла жизни. Смысл жизни – это метауровень для жизни, он находится за её пределами. Жизнь имеет смысл по отношению к чему-то большему, включающему её в себя. Внутри же жизни есть лишь смысл её частей, кусочков, ситуаций, или сингулярностей, как говорит тот же Делёз.

* * *

С. Борчиков

"Смысл жизни” – гносеологически хитрая штука, потому что на 50% состоит из "жизни”, а на 50% – из "смысла”. И между этими компонентами обязательно должно быть гармоническое равновесие. Если начинают перетягивать характеристики "смысла”: вечность, бесконечность, разумность, целеполагаемость, абсолютность, божественность, то обессмысливается "жизнь”. Если начинают перетягивать характеристики "жизни”: самоданность, земнорадостность, творчество, практичность, гедонистичность, гуманистичность, то обессмысливается "смысл”. В "смысле жизни” сочетаются элементы как бессмыслия "жизни” (= торжества идеального смысла), так и бессмыслия смысла (= торжества непосредственной жизни). В точке их равновесия как раз и располагается "смысл жизни”.

* * *

Лев Николаевич Толстой так постулировал равновесие "смысла” и "жизни”. "Главное правило для жизни – это натягивать ровно с обоих концов пострóмку совершенствования (движения вперед), и мысленного совершенствования и жизненного, чтоб одно не отставало от другого и не перегоняло. Как у нас впереди идеалы высокие, а жизнь подлая, и у народа жизнь высокая, а идеалы подлые” [4].

* * *

А. Соколов

Я искренне завидую тем моим друзьям, которые утверждают, что имеют смысл жизни. В наш век смыслоутраты они воплощают, может быть, сами того не ведая, два пути сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни в творческом труде, в личном вкладе, в созидании, во-вторых, с помощью того, что мы берём от мира в части эмоций, переживаний, ценностей, главной из которых является любовь.

* * *

Я остерегаюсь установить для себя какой-либо смысл жизни на всю жизнь. Отчасти потому же, почему какой-то грек отказывался признать царя Креза счастливейшим из людей (помнится, он предлагал подождать, чем всё закончится). А отчасти потому, что практичнее и полезнее говорить не о смысле жизни вообще, а о смысле конкретной ситуации и, лучше всего, той, в которой находишься лично сам – здесь и сейчас.

* * *

Конкретные жизненные ситуации ценны тем, что в них могут смыкаться смысл и ответственность.

Быть ответственным – значит быть избирательным, различать, что существенно, а что нет, что имеет смыл, а что нет, за что отвечаешь ты, а за что нет.

Смысл – это всегда требование момента, и каждый проживает его по-своему. Неповторимо каждое отдельное мгновение жизни, уникален каждый отдельный человек. Каждый день и час предлагают новые смыслы, и каждого человека ожидает свой смысл.

* * *

На мой взгляд, « смысл жизни» имеет смысл в том, чтобы находить для себя смыслы конкретных жизненных ситуаций и выбирать то, что ты в них можешь сделать по максимуму. Для таких частичек, кусочков, отрезков жизни нахождение смысла жизни и возможно, и необходимо. А вот для всей жизни нахождение смысла – задача, боюсь, методологически неверная и даже бессмысленная. Потому что в таком случае смысл жизни выступает чем-то вроде гипотезы или благого пожелания посреди незаконченной дороги, и всегда имеется большая вероятность того, что на самом деле он окажется блажью, тешащей самолюбие.

* * *

С. Борчиков

Примечательность смысла жизни – в его неразрешимой парадоксальности. С одной стороны, смысл жизни – это бег от всего мирского, с другой – возврат на круги своя, к миру.

По-моему, человек только тогда живет, когда фальшивит, блефует, выдвигает прекрасные прожекты и декларации, опьяняя себя ложью возвышенного смысла. Однако когда он объявляет смыслом жизни нечто духовное: добро, красоту, веру, любовь, ответственность, то постоянно должен отдавать себе отчет, что объявляет смыслом жизни собственно не жизнь, а что-то от неё отличное, что-то её заменяющее или, во всяком случае, стоящее несколько в стороне от жизни.

* * *

Антиномия смысла жизни.

Тезис. Ничто исключительно духовное не может быть смыслом жизни, а лишь сама жизнь.

Антитезис. Если что-то и может быть найдено нести нелегкий нравственный груз смысла жизни, то оно может быть только духовным.

В парадоксальной борьбе тезиса и антитезиса смысл жизни постоянно пульсирует – исчезает и гаснет, чтобы затем в новом месте, в новом обличье, с новой силой вспыхнуть вновь.

* * *

А. Соколов

Если уж говорить о смысле жизни в широком значении слова, то мне представляется важной и интересной такая задача каждой человеческой жизни, как продолжение рода. Мне очень нравится то, что это происходит абсолютно реально, без всяких рефлексий и признается большинством людей. Спросишь простую женщину: « В чем смысл жизни?» – « В детях, в продолжении рода» .

Биологическую составляющую человека никто не отменял, и природе безразличны суетные высоколобые амбиции. Она спрашивает просто: « Ну как твое семя (или лоно) – не бесплодно?»

Конечно, в задачу продолжения рода входит и несколько десятков лет заботы о потомстве, воспитания его, а в идеале и передача традиций рода.

* * *

С. Борчиков

"Род” – это не биологическое понятие. Животные продолжают не род (им дела нет до этих высокопарных и высоколобых понятий), а просто рождают детей и по возможности их воспитывают. Род: знамя рода, Фамилия (с большой буквы), геральдика, голубая кровь, преемственность традиций и т.п. – это всё как раз те самые иллюзии, программы, прожекты, декларации, гипотезы и тому подобная, с точки зрения безродного, чухня, против которых выступает и теория сингулярностей.

"Род” – это не сингулярность, это всеобщность. Сингулярен акт извержения семени в лоно. Но это не продолжение рода. И мне понятна точка зрения, что это очень нравится. Не исключаю, что кому-то нет дела до половых сингулярных увеселений, и главное для него – Идеал Совокупности родственников. Но тогда чем хуже совокупность философов, национальностей, поэтов и прочие тотальные всеобщности?

* * *

А. Соколов

"Продолжение рода” – такое же устойчивое нераздельное словосочетание, как "смысл жизни”. И не стоит отделять "род” от "продолжения”. Конечно, "род” социален, но "продолжение” его биологично. И эту животную составляющую естества своей жизни каждый человек хребтом чувствует.

* * *

Любые всеобщности складываются из одиночных ситуаций, которые монотонно повторяются. Вопрос заключается только в том, какие из них обычны, а какие – из ряда вон выходящие (сингулярные)?

Нет разницы в том, насколько единичной или всеобщей кажется ситуация, потому что на самом деле ни одна ситуация полностью не повторяется, и ответ человека на неё автоматичен до тех пор, пока он позволяет себе (или жизнь позволяет ему) считать: "Да, это то же или примерно то же… Тут работает стереотип такой-то… О, и это точно так же решилось…”

Однако когда-нибудь это обязательно подводит. И тогда приходится творить жизнь. Всякая новая жизнь уникальна. А смысла больше в тех ситуациях (безразлично, единичных или идущих косяком, серией), которые позволяют нравственной направленности человека проявляться в сингулярных поступках.

* * *

Понимать смысл жизни с точки зрения вселенской вечности бессмысленно. Уясняя смысл жизни, человек лишь разбирается в какой-то частице себя, хотя при этом непременно считает, что открывает законы, как минимум, всего человечества, а как максимум – целой Вселенной.

Принятие тех или иных смыслов жизни похоже на надувание воздушных шаров. Если не перекрыл вовремя воздух, то может и лопнуть. А если хорошо надул, то шар взмывает вверх, в небо.

* * *

С. Борчиков

Жизнь – мясорубка. Причем так: могущественного демиурга, вращающего ручку, нет. Нет Парок. Есть только копошащиеся человеки, которые своими действиями – равно благими или злыми – хотят того или не хотят, но воздействуют на винт мясорубки и, вращая его, в него себя и других втягивают. Противиться такому положению дел нельзя, ибо любое действие или бездействие – опять же сила, к винту приложенная. Сознавать подобный трагизм жизненной бессмыслицы невыносимо. Остается одно: бежать от данного осознания в чарующие миражи смысла жизни.

* * *

А. Соколов

Задумывается ли человек над смыслом жизни в зоне боевых действий или в эпицентре стихийных явлений? Вряд ли! Смысл жизни там просто как затрещина: выжить – вот и весь смысл жизни. Так что угроза смерти либо заставляет человека находить смысл жизни в самой бессмысленной и никчемной битве за жизнь, никак его не определяя, либо высвечивает отсутствие проблемы смысла жизни, по крайней мере для таких ситуаций.

Впрочем и на другом полюсе жизни, т.е. когда существование благополучно и всё идет как надо, человек не задумывается над смыслом жизни. И в этих ситуациях жизнь сама собой заполнена. Пусть не с той напряженностью, что в ситуациях с личной опасностью, но так же "довлеет дневи злоба его”. Недаром Зигмунд Фрейд учил, что если человек стал задумываться над смыслом жизни, то значит он болен.

* * *

Смысл жизни ищется человеком в кризисные моменты жизни, когда выпадают какие-то из опор его существования, например семья, работа, друзья, даже творческое хобби или привычная идеология. При этом оставшиеся опоры продолжают способствовать существованию, но появившиеся "дыры” и "пустоты” вынуждают страдать и мучаться.

Именно в такие минуты человек и говорит: "Ищу смысл жизни”, хотя на самом деле ищет он замену рухнувшей опоре, т.е. точно такую же по форме, но новую по содержанию опору. Получается, смысл жизни является эфемерным эвфемизмом, ярлыком, наклеиваемым на пустоту – временно, пока пробоина болит, а чем конкретно она будет заполнена, неясно.

Смысл жизни – синоним любой экзистенциальной нехватки, годящийся на период либо её устранения, либо хотя бы поиска её имени собственного.

* * *

Жизнь миллионы раз доказывает нелепость, ненужность, небытие такого понятия, как "смысл жизни”. Так почему же люди снова и снова говорят о нем? Единственная причина: смысл жизни – пластырь для первой психологической помощи.

В рассуждениях же философствующих мужей, пользующихся термином "смысл жизни”, происходит подмена понятий. Говорят "смысл жизни”, а имеют в виду "смысл личности”, т.е. нравственно-ценностную направленность человека.

Если "смысл жизни” и "смысл личности” – синонимы, если парадный мундир "смысла жизни” действительно высветленная для себя и осознанная склонность морального порядка, тогда – ура!

* * *

С. Борчиков

Смысл жизни – это не полковое знамя, которое стоит в штабе и зорко охраняется. Смысл жизни – это пушка, которая стоит на передовой и все время стреляет. Смысл жизни – не бутафория, а актуал, или, что одно и то же с точки зрения виртуалистики [5], виртуал. Актуальный виртуал – это развернутый во времени отрезок виртуальной реальности, попадая в который, человек только и ощущает, что реально живет.

Тот, кто говорит, что смыслом жизни является "сама реальная жизнь”, стремится убежать от удивительного этического виртуала, называемого "смыслом жизни”. Тот же, кто имеет виртуал смысла жизни, тот только с ним и связывает реальную жизнь, а всё остальное для него – нереально, эфемерно, неистинно. Впрочем парадокс в том, что словосочетание "сама реальная жизнь”, как ни странно, тоже виртуал, в актуальности которого никто из к нему стремящихся не сомневается. Так упоительно пребывание в виртуальной реальности.

* * *

Смысл жизни существует в двух формах: 1) когда человек имеет смысл жизни, пусть даже абсолютно актуально, но живет не вполне в соответствии с ним, и 2) когда человек и имеет смысл жизни, и живет в полном согласии с ним. Отсюда и этическая виртуальная реальность имеет две определенности.

Согласно первой, жизнь представляет непрерывную константную реальность, а этическая виртуальная реальность вкраплена в неё локальными свернутыми и сжатыми в красивые символические слова смыслами жизни. Согласно второй определенности, элементарные символы-акты смысла жизни развертываются в длящиеся во времени виртуалы этически истинной жизни [6].

Смысл жизни в большинстве случаев располагается посередине между этими определенностями. Коммунист, устремившийся к светлому будущему, но пока ещё его не построивший; верующий, истово жаждущий встречи с Богом, но пока еще не обретший Его в своей душе; творец, живущий по законам красоты, но пока ещё не спасший мир; философ, сконструировавший в теории гармонию мироздания, но не достигший пока еще соответствующей практики, – это всё примеры смыслов жизни, вырвавшихся из жизни, но еще не достигших действительного бытия истины.

* * *

А. Соколов

"Смысл жизни” и без того полон высокопарных инкрустаций, так что навешивать на него ещё туманное слово "виртуал” избыточно. Это, скорее, дань моде и стремление подделаться под экстравагантную теорию. "Виртуальная реальность” должна быть отсечена "бритвой Оккама” как без нужды умножаемое.

* * *

С. Борчиков

Смысл жизни имеет протеический характер. Подобно богу Протею, он рядится в различные этические одежды, а своего обличья не имеет. Когда же все-таки пытаются разглядеть его истинное лицо, он попросту исчезает. Смысла жизни нет там, где его ищут. И он есть там, где о нем менее всего говорят и думают.

Таковы свойства и виртуальной реальности.

* * *

Виртуал смысла жизни развертывается из жизни, а вот во что он свертывается, когда возвращается обратно в константную реальность?

Я долго размышлял на эту тему и не мог найти ответа. Замена одного виртуального смысла на другой ничего не меняет. А свертывание "смысла жизни” в реальную жизнь является софистической уловкой. Даже "бессмыслица жизни” – парадоксальный смысл жизни.

Остается один неожиданный ответ: виртуальная реальность жизни свертывается в… смерть. Когда "свертываются” любовь, призвание, нравственное служение, вера, Бог – наступает смерть. Здесь корни знаменитой ницшевской интенции "Бог умер”.

* * *

Смерть – это то, во что свертывается смысл жизни, но она же является тем элементом, из которого жизнь вкупе со своим смыслом развертывается. Как только человек осознает, что то, как он живет, это уже не жизнь, а "трупное” существование, так и появляется потребность что-либо этому противопоставить и вытащить себя за волосы из болота бессмысленного умирания.

В результате смерть оказывается базисной, протеической движущей причиной жизни. Из смерти как из константной реальности развертывается виртуальная (относительно неё) реальность жизни и смысла жизни. Благодаря смыслу жизни человек попадает в идеальную действительность, которая выше смерти, выше жизни и вообще располагается по ту сторону жизни и смерти.

* * *

Без понятия "смысл смерти” смысложизненная проблематика будет неполной. В отличие от "смысла жизни”, на одну половину состоящего из "жизни”, а на другую – из "смысла”, связка "смысл смерти” ещё более удивительная. В ней на стороне "смерти” стоит абсолютный нонсенс, ведь смерть – нечто абсолютно бессмысленное. А на стороне "смысла” стоит … "смысл жизни”.

Поскольку и жизнь, и смысл представляют нечто становящееся, а диалектика становления учит, что кое-что при этом в нем нарождается, а кое-что исчезает, то у нарождающегося (жизни) и исчезающего (смерти) оказывается, как ни странно, один и тот же смысл. Умирать следует только ради того, для чего живешь.

Примечания

  1. Логика смысла. // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998.
  2. Примером сериальной диалектики является вся книга Делёза. Теорети-ческому осмыслению сериальной формы посвящена, в частности, седьмая серия: "Сериация". - Там же, с.59-66.
  3. Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии, 1990, №6, с.81. Дневники 1847-1894. 14.11.89. // Толстой Л.Н. Собрание сочинений, в 22-х т. Т.21. М., 1985, с.408.
  4. См., в частности: Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Труды Центра профориентации. М., 1998.
  5. О свертывании и развертывании константной и виртуальной реальностей друг в друга см., в частности:
  6. Носов Н.А. Виртуальная парадигма. - Там же, с.92.
Категория: Борчиков С.А. | Добавил: Сергей_Борчиков
Просмотров: 617 | Загрузок: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Философский семинар © 2016