Категории раздела
Борчиков С.А. [13]
Батура И.Г. [1]
Войцехович В.Э. [2]
Волынцев А.Н. [1]
Захаров А.В. [1]
Захарова Т.Г. [1]
Ивакин А.А. [3]
Катречко С.Л. [1]
Моисеев В.И. [2]
Подзолкова Н.А. [1]
Соколов А.А. [1]
Шуранов Б.М. [1]
Мыслечувствие [1]
Форум ФШ
Сборники [1]
не только Семинара
Размышления о... [15]
философский альманах
Философия в малых формах [2]
избранные работы
Форма входа
    город Озёрск
Вторник, 21.10.2014, 15:50


 Философский семинар

  
Главная » Файлы » Борчиков С.А.

Борчиков С.А. Мыслечувствие и мыслемедитация
03.09.2013, 12:22

В философии известна оппозиция «чувство – разум» («иррациональное – рациональное»), полярности которой обрекаются на разделение непроходимой пропастью. Иногда предпринимаются попытки их объединения, но в большинстве случаев они выглядят просто механическими и не всегда показывают, как в чувство проникает разум и как мысли могут не только мыслиться, но и чувствоваться. В настоящей заметке вводятся в философский оборот две формы синтетических состояний – мыслечувствие и мыслемедитация, которые являются прерогативой разума, но одновременно используют чувственные и духовные алгоритмы.

Мыслечувствие – это чувствование рациональных мыслей, идей, понятий, смыслов, теоретических концептов и тому подобного до того, как они обретут строго выраженную рациональную форму или после того, но в обход этой формы.

К формам довыразимого мыслечувствия принадлежит, например, озарение. Допустим, ученый напряженно мыслит или даже не мыслит, пребывая в состоянии отдохновения, и вдруг он восклицает «Эврика!» с полным пониманием ответа на мучивший вопрос. Этот ответ еще рационально не оформлен, но чувствование мысли, которая явилась, ясное и адекватное. Облачить ее в рациональные одежды остается делом техники. К такому же мыслечувствию относится и интуиция. В отличие от озарения, интуиция обладает менее взрывным характером и может действовать, исподволь и достаточно долго направляя мысль исследователя в том или ином, до поры до времени рационально не объяснимом направлении и к тем или иным, пока рационально не объяснимым содержаниям (идеям).

К формам поствыразимого мыслечувствия относится, например, внедискурсивное понимание чужых текстов. Читатель, читая какой-либо текст, может не до конца разбираться в тонкостях рациональных обоснований и доказательств, но при этом может вполне адекватно схватывать идеи и, проникая в глубь авторского мышления, достигать идентичного их понимания. К подобному мыслечувствию относится и повторное оперирование собственными рациональными конструктами. Нет нужды всякий раз, употребляя то или иное понятие или знание, вспоминать и воспроизводить в уме всю систему доказательств, потому что имеющееся рациональное обрамление в свернутом и сжатом виде уже присовокуплено к данному понятию и мыслечувствуется всегда соприсутствующим при понятии или идее.

К специальным метафизическим формам мыслечувствия можно отнести то, что И. Кант называл трансцендентальной схемой. «Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой – с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой – чувственным. Именно такова трансцендентальная схема»1. Дискуссии по этому вопросу см. на форумах «Современный трансцендентализм»2 и «Философский штурм»3. Еще одной формой, в которой наличествует метафизическое мыслечувствие, является мыслемедитация.

Феномен медитации вообще я разбирал на конференции ОТИ МИФИ одиннадцать лет назад и тогда дал такое определение: «Под медитацией я понимаю всякую деятельность, которая доставляет человеку благо путем осознанной инверсии значимости потока сознания извне в значимость более выраженного потока сознания изнутри, если последний развертывается при этом в качестве виртуала»4. Применительно к научному или философскому сознанию в качестве блага выступает истина, в качестве потока извне – опыт, в качестве потока изнутри – мышление, а в качестве виртуала – перманентность мыслечувствия.

Мыслемедитация представляет деятельность мыслителя, которая доставляет ему истину путем методологического превращения потока опыта в поток мышления на фоне постоянного мыслечувствия.

 Кажется, что мыслемедитация является инородной для научной методологии. Но это лишь кажимость, проистекающая из-за предрассудков сциентистского мышления и слабостей эпистемологического аппарата. Между тем, например, главный труд Р. Декарта, одного из основателей современного научного стиля мышления, называется по латыни «Meditationes» (медитации), хотя и переводится как «Размышления о первой философии». Уж кого-кого, а Э. Гуссерля вряд ли можно упрекнуть в отступах от рационализма и научности, но и он назвал один из своих трудов также «Картезианские медитации». О декартовских медитациях писал и М.М. Мамардашвили: «…Говоря об экзистенциальном облике Декарта, можно сказать, что его тексты представляют собой не просто изложение его идей или добытых знаний. Они выражают реальный медитативный опыт автора, проделанный им с абсолютным ощущением, что на кон поставлена жизнь и что она зависит от разрешения движения его мысли и духовных состояний, метафизического томления…»5

Очевидно, медитация различается по своему «инструменту»: можно медитировать с помощью тела, как это делают йоги, а можно с помощью молитвы, как это делают верующие. Можно медитировать с помощью эстетического чувства,  как это делают люди искусства, а можно с помощью мысли, как это делают все мыслители. Главное, чтобы при этом достигалось состояние, которое тот же Декарт прекрасно описал в своем знаменитом лозунге Cоgito ergo sum (мыслю, следовательно, существую).

Meditatio ergo sum (мыслемедитирую, следовательно, существую)6, говорю я в унисон Декарту. «Живет всякий человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага»7, – учил Л.Н. Толстой. Мыслемедитация – это жизнь, это благо мыслителя. Только мыслемедитируя, он располагает себя к истине. И, только мыслечувствуя истину, он способен ее рационально и логически выражать.

Оказывается, мыслемедитация не только не отрицает, но даже не умаляет процесса рационального мышления. Больше того, она служит тем фоном и базисом, на котором разворачивается рациональное мышление. Хорошо известны состояния предельной концентрации и отрешенности ученых и мыслителей от потоков извне в тот момент, когда они заняты напряженным интеллектуальным трудом. При этом дедуктивное вытягивание мысли за мыслью становится возможным благодаря сростке с мыслемедитацией, которая, развёртываясь в собственных потоках, поддерживает и развёртывание мыслей на логическом материале.

Как в духовных медитациях различаются индивидуальная и коллективная медитация, так и мыслемедитация может охватывать двух и более мыслителей, и тогда создаются предпосылки для эффекта синергии медитативных потоков, или для духовно-интеллектуального резонанса8. В момент такого резонанса происходят процессы отождествления и усиления мыслительных потоков разных людей, отождествления субъекта и объекта познания (что в свою очередь является условием для появления и проявления истины) плюс процесс мыслечувствия этой истины вне или дополнительно к рациональному ее выражению.

Итак, существуют два решения оппозиции «чувство – разум». Одно – «эвклидово»: параллельные линии чувства и разума не пересекаются. Другое – «риманово»: параллельные линии сходятся и имеют точку пересечения, и такой точкой является как раз мыслечувствие, само дающее начало еще одной параллельной линии – мыслемедитации. Думаю, если у читателя возникло мыслечувствие второй аксиоматики, вплоть до мыслемедитативного резонанса с нею, то цель настоящих записок достигнута.

––––––

1 Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1974. С.123.

2 Форум «Современный трансцендентализм» – http://transcendental.ucoz.ru/forum/10-28-1

3 Форум «Философский штурм» – http://philosophystorm.org/sergei_borchikov/1528

4 Борчиков С.А. Универсальное понятие медитации // Тезисы докладов межотраслевой научно-технической конференции «Дни науки ОТИ МИФИ». Озёрск, 2002. С.361.

5 Мамардашвили М.К. Картезианские размышления // www.gramotey.com/?open_file=1269046486

6 См. мой блог на сайте «Философский штурм»: philosophy-seminar.ru/blog

7 Толстой Л.Н. О жизни // http://psylib.ukrweb.net/books/tolst03/txt01.htm

8 См.: Подзолкова Н.А. Резонанс // На грани. М.: Диалог-МГУ, 1999.

Категория: Борчиков С.А. | Добавил: Сергей_Борчиков
Просмотров: 185 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:


Философский семинар © 2014Создать сайт бесплатно