Философия музыки - Форум





Форма входа
    город Озёрск
Воскресенье, 04.12.2016, 04:52


 Философский семинар

  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Подфорумы » Философия искусства » Философия музыки (По кинофильму «Август Раш»)
Философия музыки
Сергей_БорчиковДата: Среда, 10.04.2013, 10:15 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Музыка в мире

Посмотрел кинофильм «Август Раш» (см. Википедию). Испытал колоссальное удовольствие.
Я не идеализирую жанр. Действительно, многие критики правы: почти сказочный сюжет, нестыковки развертывания поступков героев во времени и пространстве и т.д.
Но ведь дело не в этом. Дело в потрясающей идее: музыка и мир. А поскольку в фильме утверждается, что музыка находится везде: в шуме ветра, в гуле электропроводов, в гомоне городской толпы, больше того, сферхфизически передается от любящего к любимому, от детей к родителям, от человека к человеку, то понятно, что она пронзает все времена и все пространства.

Фильм заставляет задуматься, на самом ли деле музыка изначально наполняет весь космос? Не знаю, как ответят на этот вопрос другие, но я считаю, что музыка все-таки свойство человеческого вИдения, человеческого таланта, его творческой способности. Хотя, бесспорно, этот талант, для того чтобы проявиться, должен уметь слушать звучание мира.
Мир объективно звучит. Грохочет гром, воет вьюга, скрипит под ногами снег, жужжит летящий жук, шумит проезжающий автомобиль, кричат чайки, из радиоприемника доносится популярная песня и т.д. и т.п. В основе всего этого лежат явления колебания, а в основе их, как говорят современные физики, лежат микроскопические квантовые струны. Это всё действительно так. Но это еще не музыка. Это если не хаос, то континуум всевозможных – музыкальных и немузыкальных – звуков.
И вот человек входит в этот мир, в это скопище, в этот калейдоскоп звуков. И вдруг начинает ощущать какие-то связи, какие-то гармонии, какие-то примечательные комбинации звуков – вот тогда и появляется музыка.

Получается, что музыка – в мире, но она там перемешана с не-музыкой. И нужен музыкальный слух, талант, чтобы эту музыку услышать и, больше того, вычленить ее из хаоса звуков. А еще больше, чтобы сотворить новую музыку и пополнить ею звучащий мир и космос.
Герой фильма Август Раш – мальчик, который от рождения обладал таким талантом. Возможно, потому, что таким талантом обладали его родители. И благодаря этому таланту жизнь всех троих выстраивается не по законам социального бытия (в социальном плане их жизни складываются как раз очень неудачно), а по законам музыкальной гармонии.
Музыка помогает им (и нам) преодолевать физическое пространство и время, социальную неурядицу и расставания и в конце концов обрести смысл жизни. Потому что смыслы мира, смыслы жизни составляют точно такую же гармонию в мире, как и музыка.
 
ГарриДата: Среда, 17.04.2013, 22:40 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
В.С.Высоцкий

Сон мне снится - вот те на: гроб среди квартиры,
На мои похорона съехались вампиры,
Стали речи говорить - все про долголетие в
Кровь сосать решили погодить: вкусное - на третье.

В гроб вогнали кое-как,
А самый сильный вурдалак
Все втискивал и всовывал,
И плотно утрамбовывал,-
Сопел с натуги, сплевывал
И желтый клык высовывал.

Очень бойкий упырек стукнул по колену,
Подогнал - и под шумок надкусил мне вену.
А умудренный кровосос встал у изголовия
И очень вдохновенно произнес речь про полнокровие.

И почетный караул
Для приличия всплакнул,-
Но я чую взглядов серию
На сонную мою артерию:
А если кто пронзит артерию -
Мне это сна грозит потерею.

Погодите, спрячьте крюк! Да куда же, черт, вы!
Я же слышу, что вокруг,-значит, я не мертвый.
Яду капнули в вино, ну а мы набросились,-
Опоить меня хотели, но опростоволосились.

Тот, кто в зелье губы клал,-
В самом деле дуба дал,-
Ну, а мне как рвотное
То зелье приворотное:
Здоровье у меня добротное,
И закусил отраву плотно я.

Так почему же я лежу, дурака валяю?!
Ну почему, к примеру, не заржу -их не напугаю?!
Я б их мог прогнать давно выходкою смелою -
Мне бы взять пошевелиться, но...глупостей не делаю.

Безопасный как червяк,
Я лежу, а вурдалак
Со стаканом носится -
Сейчас наверняка набросится,-
Еще один на шею косится.
Ну, гад, он у меня допросится!

Кровожадно вопия, высунули жалы -
И кровиночка моя полилась в бокалы.
Погодите - сам налью,- знаю, знаю - вкусная!
Нате, пейте кровь мою, кровососы гнусные!

А сам - и мышцы не напряг
И не попытался сжать кулак,-
Потому что кто не напрягается -
Тот никогда не просыпается,
Тот много меньше подвергается
И много дольше сохраняется.

Вот мурашки по спине смертные крадутся,
А всего делов-то мне было что - проснуться!
Что, сказать, чего боюсь? А сновиденья - тянутся!
Да того, что я проснусь -а они останутся!

1.Остаются, остаются сновидения и преобразуются в естественную потребность изменения, деформации бытия (деформации реальной, или мысленной, или виртуальной), либо под воздействием не удовлетворяющих внешних условий, либо из-за мощных творческих импульсов, либо в следствие желания побывать где-то там, в иных, не рутинных, обстоятельствах. Деформированное бытие всегда включено в этический, эстетический контексты реального бытия, иными словами , "поддаваясь правилам игры", необходимо стремимся понять (почувствовать – кому - как) какие чувства и мысли развивает в нас эта "игра", способствует ли она нашему развитию или наоборот, стремится затормозить его.
2.Людям свойственно, хотя бы мысленно, преувеличивать человеческие возможности, для некоторых пребывание виртуальном мире грёз/преувеличений, где всё вроде бы естественно природно, но что-то одно заметно превосходит норму, есть желанное состояние, в котором душа находит отдохновение и радость.
Поэтому так широко представлены для потребления продукты, главным свойством которых и является преувеличение физических возможностей человека: книги, фильмы, игры об ужасах, насилии, вампирах и т.п.
Фильм "Август Раш" - наконец, о самом возвышенном, самом проникновенном - о музыке. Здесь предъявлена не сила или кровопитие, а гипертрофированная способность слышать музыку.
3. Сюжет фильма более, чем банален (схема: супергерой в обстоятельствах, не пригодных для проявления своего супер. Злой, но добрый герой второго плана. Идеальные, но в силу жестоких жизненных обстоятельств разлученные родственники, к которым влечёт его неведомая сила. Постоянные колебания между плюсом и минусом в различных вариациях, но happy and и умильные лица героев второго плана). В этом фильме постоянно педалируется утверждение о том, что музыка пронизывает всё, и лишь избранные её, пронизывающую, слышат. Мягко говоря, довольно слабо обоснованное утверждение, особенно касающееся оригинальной музыки, звучащей в фильме, музыки, вроде бы и новой, но как бы многократно слышанной, словом, вторичной как по чувствам, так и по фактическому звучанию. Так вот, какие чувства и мысли может развить этот фильм?

Может ли он пробудить или развить любовь к музыке? Может ли приучить зрителя внимательней относиться к различным жизненным явлениям? Сделает ли его духовно богаче, или разовьёт привычку к потреблению товара низкого качества? Не возникнут ли у зрителя мысли вроде: «Я не слышу, значит, она мне не нужна.» и т.д.
Может кто поделится ответами?
 
ГарриДата: Вторник, 23.04.2013, 22:48 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Для того что бы понять настоящую музыку (особенно современную) порой требуются заметные усилия, однако, и вознаграждение за них весьма заметное. Гораздо проще, не затрачивая никаких сил ни духовных, ни интеллектуальных, потреблять то, что не вызывает ни в теле, ни в душе никаких напряжений, или же навевает воспоминание о уже ставших привычными эмоциональных состояниях беспечного довольства, лёгкой тоски, или такого же лёгкого безразличия, или ещё чего - нибудь лёгкого, доступного, приятного, словом, "не грузящего", а, значит, и не развивающего. "Смертные мурашки" такого состояния в том, что с каждым разом "сжать кулак" и "проснуться" становится уже не проблемой, а противоестественностью и даже негативом, и в результате эти самые лёгкие "сновиденья тянутся" всю жизнь.
 
Сергей_БорчиковДата: Вторник, 07.05.2013, 08:41 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Гарри Семенович, возникли вопросы, так сказать от дилетанта?

Цитата (Гарри)
...чтобы понять настоящую музыку...
Что такое настоящая музыка?

Цитата (Гарри)
...требуются заметные усилия...
Что за усилия? Какова их природа?

Цитата (Гарри)
...вознаграждение за них весьма заметное...
Каково вознаграждение? Как это заметное заметить?

Цитата (Гарри)
Гораздо проще.. потреблять то, что не вызывает ни в теле, ни в душе никаких напряжений...
Мне кажется поп-музыка вызывает в душе и особенно в теле не меньшие напряжения. Вопрос в их качестве. А следовательно опять - в критерии качества. Что такое настоящее музыка?
 
ГарриДата: Вторник, 07.05.2013, 22:49 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Что такое настоящая музыка?

Как и всё настоящее - не поддельное. Например, музыка искренне и умело написанная и выражающая искренние чувства.
Ещё Сервантес писал, о том, что, если произведение выражает благородные чувства и написано рукою мастера, оно превосходно.

Что за усилия? Какова их природа?

Труд души, труд ума,труд СОчувствия, труд самопознания, саморазвития и самоизменения, труд распознания настоящего и другие труды внутреннего мира.

Каково вознаграждение? Как это заметное заметить?

Все достижения внутреннего мира воспринимаются достигнувшим,
как награда, не говоря о том, что саморазвитие может приводить к повышению общественной его оценки .

Мне кажется поп-музыка вызывает в душе и особенно в теле не меньшие напряжения. Вопрос в их качестве. А следовательно опять - в критерии качества. Что такое настоящее музыка?

Может быть, у меня она обычно вызывает желание устранить источник. Полностью согласен, что вопрос в сущности этих напряжений, иными словами, дело в последствиях для внутреннего мира, развивающие они или приводящие к его деградации.

И под конец - вопрос на вопрос "Что такое настоящее музыка?"
А в чьём понимании? Если в моём - читай сначала...
 
Сергей_БорчиковДата: Четверг, 09.05.2013, 23:52 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Гарри Семенович!
Ваши ответы я бы назвал пока феноменологическими. Они больше раскрывают явление, нежели проникают в глубь причин.

Конечно, наст. музыка не поддельна. Но что такое не поддельная музыка?
Конечно, наст. музыка искренняя. Но и рок музыка искренняя, а некоторая и умело написанная. Можно искренне барабанить ложкой по подоконнику…
Конечно, музыка рождается как «труд души, труд ума, труд СОчувствия, труд самопознания, саморазвития и самоизменения, труд распознания настоящего и другие труды внутреннего мира». Но подставьте вместо слово «музыка» любое другое искусство и все будет то же самое. Таковы и живопись, и поэзия, и философия и т.д. Вопрос остается: так что же такое музыка в ее своеобразии?..
Конечно, музыка развивает личность. Но как, в чем выражается это развитие?..
И т.д.

Мне кажется, мы должны подобрать какие-то концептуальные ключики, чтобы задать некую базу для последующего теоретического осмысления.
Объект и субъект музыки.
Предмет и метод музыки.
Развитие и деградация от музыки.
Связь с другими искусствами и формами общественного сознания (обыденной жизнью, религией, науками, философией).
Связь с основными ипостасями человека: телом, душой, разумом, духом, мудростью.
И т.д.
 
ГарриДата: Воскресенье, 12.05.2013, 13:45 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Всё по делу. Подумаю и постараюсь ответить на вопросы.
 
Форум » Подфорумы » Философия искусства » Философия музыки (По кинофильму «Август Раш»)
Страница 1 из 11
Поиск:



Философский семинар © 2016