Размышления о философии - Страница 4 - Форум





Форма входа
    город Озёрск
Среда, 07.12.2016, 23:15


 Философский семинар

  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 4 из 5«12345»
Форум » Персональные блоги-форумы » Блог-форум С.А. Борчикова (г. Озёрск) » Размышления о философии (Солнце существует само по себе, но философия - через нас...)
Размышления о философии
логологДата: Вторник, 10.12.2013, 04:01 | Сообщение # 46
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"С точки зрения Канта, дефиниции, в точном смысле этого слова возможны лишь в математике. Математические дефиниции по природе своей не могут быть ошибочными, так как любое математическое понятие, собственно, и задаётся лишь дефиницией, т.е. содержит в себе именно то, что вложено в него определением. И так как математические дефиниции не могут быть неистинными, то именно поэтому лишь в математике возможны аксиомы.
Это воззрение Канта на природу математических определений устарело. Дефиниции множества, которые давались основателем теории множеств Г. Кантором, а также Э. Борелем, Н. Бурбаки и другими математиками, свидетельствуют о том, что и в математике возможны споры о дефинициях. "Во всяком случае, - отмечается в одном из современных пособий по математике, - следует отметить, что, какие бы трудности ни возникали при определении понятия множества, само это понятие являлось и является мощным средством при изучении и уточнении категории рассматриваемых объектов (математика) или словесно описываемой области (логика)". Очевидно лишь то, что в современной математике трудности определения понятий принципиально несравнимы с теми трудностями, которые имеют место в философии, и в этом смысле соображения, высказанные Кантом, не потеряли известного значения".


Сообщение отредактировал логолог - Вторник, 10.12.2013, 04:03
 
логологДата: Вторник, 10.12.2013, 17:11 | Сообщение # 47
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Поскольку философия разъясняет применяемые ею понятия, она не обходится без дефиниций. Но если математика начинает с дефиниций (ибо до них не может быть никакого понятия), то в философии дефиниции должны лишь завершать исследование. Это соображение, конечно, не относится к изложению философии, которое, как и всякое изложение, существенно отличается от исследования, результат которого невозможно предвидеть заранее".
 
логологДата: Вторник, 10.12.2013, 20:53 | Сообщение # 48
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Кант пытался гносеологически обосновать возможность и необходимость специфически философского умозрения. Это умозрение исходит, по учению Канта, из факта; вопрошает, как этот факт возможен, и вскрывает условия, делающие его возможным. <...>
В "Критике практического разума" Кант исходит из факта существования нравственности. "Как возможна нравственность?" - вопрошает он. При этом, однако, имеется ввиду не реальное, ограниченное нравственное сознание, а некая безусловная, чистая нравственность. условием её возможности, полагает Кант, является независимый от чувственности, априорный категорический императив, следование которому, предполагающее наличие свободной воли, и есть подлинная нравственность.
В действительности то, что Кант считал фактом, отнюдь не было таковым. Видимость факта, которая, конечно, также есть факт, он принимал за сущность. Геометрия Евклида представлялась ему единственно возможной. Исходя из этого "факта", он и пришёл к выводу об априорности пространства и времени.
Именно поэтому создание неевклидовой геометрии вынудило даже неокантианцев отказаться от трасцендентальной эстетики Канта. Благодаря неевклидовой геометрии, как указывал А.Н. Колмогоров, была "преодолена вера в незыблемость освящённых тысячелетним развитием математики аксиом, была понята возможность создания существенно новых математических теорий путём правильно выполненной абстракции от налагавшихся ранее ограничений, не имеющих внутренней логической необходимости, и, наконец, было обнаружено, что подобная абстрактная теория может получить со временем всё более широкие, вполне конкретные применения"".


Сообщение отредактировал логолог - Вторник, 10.12.2013, 22:05
 
логологДата: Четверг, 12.12.2013, 04:02 | Сообщение # 49
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Философия, по Гегелю, не столько исходит из фактов, сколько приходит к ним. Поскольку философия есть мышление, она исходит из него и стремится постигнуть содержание мышления (содержание науки) как продукт его собственного развития. Таким образом, гегелевский панлогизм онтологически обосновывает традиционное убеждение, что философия способна средствами одного разума, "чистым мышлением", приходить к открытиям, принципиально недоступным эмпирическому знанию".
 
логологДата: Четверг, 12.12.2013, 04:22 | Сообщение # 50
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Философия, писал Гегель, "имеет своим исходным пунктом опыт, непосредственное и рассуждающее сознание. Возбуждаемое опытом, как раздражителем, мышление ведёт себя в дальнейшем так, что поднимается выше естественного, чувственного и рассуждающего сознания в свою собственную, чистую, лишённую примесей стихию...".
Однако это первоначальное отрицание чувственного опыта, согласно Гегелю, ещё совершенно абстрактно, вследствие чего таким же абстрактным оказывается и первоначальное философское представление о всеобщей сущности чувственно воспринимаемых явлений. Философия снимает это абстрактное отрицание и обращается уже не к повседневному опыту людей, а ко всей совокупности данных частных наук. Но и это не может удовлетворить философию, так как частные науки синтезирую лишь эмпирические данные, а такой синтез не выводит за пределы возможного опыта.
Неудовлетворённость познанием эмпирически данного, случайного, по убеждению Гегеля, содержания является тем стимулом, который помогает философскому мышлению вырваться из ограниченной эмпирией всеобщности и "принуждает его к развитию из самого себя", что, однако, определяется "необходимостью самого предмета". Речь идёт, конечно, не о реальном предмете, а о предмете, сведённом к понятию".


Сообщение отредактировал логолог - Четверг, 12.12.2013, 22:04
 
логологДата: Четверг, 12.12.2013, 22:18 | Сообщение # 51
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Философское мышление "находится у самого себя, соотносится с самим собой и имеет своим предметом само себя". В этом, утверждает Гегель, и заключается сущность философии как специфической , и вместе с тем высшей, формы познания, образующей духовный центр всех наук - науку наук, или абсолютную науку, - которая одна только имеет своим предметом истину, какова она есть в себе и для себя".
 
логологДата: Четверг, 12.12.2013, 22:29 | Сообщение # 52
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Мышление основывается на эмпирических данных даже тогда, когда вступает в противоречие с ними".


Сообщение отредактировал логолог - Четверг, 12.12.2013, 22:30
 
логологДата: Суббота, 14.12.2013, 00:42 | Сообщение # 53
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Гениальность гегелевского учения о мощи мышления, о роли логического процесса в открытии фактов, закономерностей, несмотря на панлогистскую интерпретацию мышления, особенно очевидна в наши дни. Современное "умозрительное" теоретическое мышление, особенно в математике и физике, привело к открытиям, неопровержимо засвидетельствовавшим прогрессирующую относительную независимость теории от эмпирических данных. При этом обнаружилось, что то свободное (в диалектическом смысле, т.е. также и необходимое) движение теоретического познания, которое Гегель считал атрибутивной определённостью философствования, образует существенную характеристику теоретического мышления вообще, поскольку оно достигает достаточно высокой ступени развития".
 
логологДата: Суббота, 14.12.2013, 01:14 | Сообщение # 54
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Противопоставляя философское познание, особенно в его диалектической форме, нефилософскому (преимущественно эмпирическому), Гегель писал: "Истинное познание предмета должно быть, напротив, таким, чтобы он сам определял себя, а не получал свои предикаты извне". Это положение - яркий пример мистификации совершенно правильной, более того - гениальной мысли относительно природы теоретического мышления, которое не просто описывает наблюдаемые в исследуемом предмете свойства, но логически выводит их, открывая тем самым их взаимозависимость, выявляя непосредственно наблюдаемое, сводя видимость к сущности, с тем чтобы затем объяснить необходимость этой видимости; прослеживая движение, изменение предмета, благодаря которым возникают эмпирически фиксируемые свойства. Необходимость такого "спекулятивного" исследования, которая в наши дни очевидна во всех областях теоретического знания, впервые выявилась в философии, поскольку она больше, чем какая-либо другая наука, занимается анализом понятий. В этом рациональное зерно, на первый взгляд, совершенно мистической идеи Гегеля о самодвижении понятия. А это, в свою очередь, позволяет лучше понять природу философского "спекулятивного" мышления, которое Гегель понимал именно как самодвижение понятия".
 
логологДата: Суббота, 14.12.2013, 21:34 | Сообщение # 55
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Путь умозрения, в известной мере отрывающегося от фактов, конечно, очень рискованный путь, на котором неудачи постигают на каждом шагу, а открытия оказываются счастливой находкой. И всё же именно на этот путь необходимо вступает теоретическое исследование, не страшась опасности превратиться в пустое сочинительство. Этим путём идёт философия, в этом специфика философского познания".
 
логологДата: Воскресенье, 15.12.2013, 22:11 | Сообщение # 56
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Атеизм в философии возник как вера в возможность объяснения всех природных явлений природными же причинами. Но у теологов было ещё меньше данных для обоснования религиозной веры. Атеистическое мышление может быть названо бесстрашным, но такова вообще, безотносительно к атеизму, любая философская система, поскольку она, не считаясь с общепринятыми воззрениями, вооружившись логикой, прорывается в неведомое. И так поразительна уверенность каждого из выдающихся философов в том, что он открывает великую истину, несмотря на то, что его предшественники явно заблуждались".
 
логологДата: Вторник, 17.12.2013, 00:31 | Сообщение # 57
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Когда мы говорим об умозрительности какой-либо естественнонаучной теории, мы сознаём, что эта теория рано или поздно будет подтверждена или опровергнута опытом, экспериментом. Философия несравненно более умозрительна, чем теоретическое естествознание, но у неё нет возможности апеллировать к будущим экспериментам или наблюдениям. Что же, в таком случае, ставит границы спекулятивному произволу философа, которого не страшат никакие отдельные факты, поскольку они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть его концепции? Логика? Да, конечно, философ считается с логикой: она главное его оружие. Однако логический вывод возможен только из посылок, которые в самой логике не содержатся. Логика не даёт критерия истины, к которой стремится философ, как и всякий учёный.
Я полагаю, что значение (и в известной мере истинность) философских положений выявляется благодаря их применимости в различных науках и практической деятельности. Философские положения можно рассматривать как своеобразные теоретические рекомендации. Если эти рекомендации вооружают науки в их охоте за истиной, вооружают практическую, преобразовательную деятельность людей, то они получают благодаря этому возможность реальной верификации.
Речь, следовательно, идёт не о том, что философские положения истинны, поскольку они "работают". Суть дела в ином: поскольку философские положения включаются в многообразие человеческой деятельности, постольку они могут опосредованно проверяться, корректироваться. Это позволяет установить ещё одну важную характеристику философского мышления. Философские положения, даже в том случае, когда они неистинны, обладают (в большей или меньшей степени) скрытым или явным смыслом, который обнаруживается, когда эти положения применяются".
 
логологДата: Вторник, 17.12.2013, 01:25 | Сообщение # 58
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Прагматизм, отождествляющий истинное с полезным во всех смыслах этого слова, осуществляет широко задуманную программу девальвации истинного. "Значение (Meaning), - писал Д. Дьюи, - обладает большим объёмом и большой ценностью, чем истина, и философия занимается, скорее, значением, чем истиной". Было бы, однако, заблуждением не видеть содержащиеся в этом положении частицы истины".
 
логологДата: Вторник, 17.12.2013, 22:17 | Сообщение # 59
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Философские гипотезы никогда не были предположениями, т.е. высказываниями, за истинность которых никто не ручается. Напротив, они всегда выступали как убеждения, психологически абсолютно несовместимые с представлениями об их лишь возможной истинности. Философы не применяли формулы "мне кажется", - их утверждения носили безапелляционный характер".
 
логологДата: Вторник, 17.12.2013, 22:31 | Сообщение # 60
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 139
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитирую:
"Философия стремится познать формы всеобщности универсума, между тем как данные, которыми она располагает, всегда исторически ограничены и в этом смысле недостаточны. Ясно также и то, что синтез эмпирических и вообще научных знаний никогда не может быть завершён. Это-то и придаёт философской (впрочем, как и естественнонаучной) концепции целого, всеобщего, бесконечного, непреходящего характер своеобразной гипотезы, которая и в тех случаях, когда она действительно синтезирует научные данные своего времени, постоянно требует корректирования, развития в свете новых научных открытий".
 
Форум » Персональные блоги-форумы » Блог-форум С.А. Борчикова (г. Озёрск) » Размышления о философии (Солнце существует само по себе, но философия - через нас...)
Страница 4 из 5«12345»
Поиск:



Философский семинар © 2016