Мыслемедитации о мире - Форум





Форма входа
    город Озёрск
Среда, 07.12.2016, 23:12


 Философский семинар

  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Персональные блоги-форумы » Блог-форум С.А. Борчикова (г. Озёрск) » Мыслемедитации о мире
Мыслемедитации о мире
Сергей_БорчиковДата: Вторник, 02.04.2013, 21:21 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Первая мыслемедитация. Совершенный мир.

Открыта новая версия сайта.
Захотелось и в мыслях чего-то нового.

Первая мысль, которая пришла на ум: существует ли иной мир?
Посмотрел вокруг и внутрь себя - сколько дисгармонии и несовершенств всяких. И спросил: а где же тот лучший и совершенный мир, к которому мы все так стремимся, да и существует ли он?

Одни говорят: он на небесах. Другие говорят: его нет вовсе. Третьи считают, что он внутри нас. А я так думаю: где бы он ни был, он и внутри нас есть.

Сразу предвижу всякие обвинения в субъективизме.
Но субъективное еще не значит не имеющее объективной значимости. Ведь возражения и обвинения тоже субъективные, но говорящие придают им вес реальных, а не выдуманных. Есть субъективные феномены: любовь, страх, вера в будущее и т.д., и они ведь не фикции, а по поводу каких-то мирских событий (например, отношений с людьми, боязни одиночества, поступков, касающихся своего рода или народа).

Есть лучший мир в нас. И вокруг нас, когда лучшие миры каждого взаимодействуют друг с другом, порождая из субъектной наличности действительность гармоничного взаимообщения.
Этот лучший мир не перекрывает большей части внутренних и внешних (социальных) дисгармоний и несовершенств. Последние как существовали, так и продолжают существовать. Но лучики культивируемого совершенства всё же пробивают себе дорогу и сливаются в общий поток или сияние реальности гармоничного бытия.

И это сияние есть и будет, пока будут живы его носители. Не будет носителей - ничего не будет.

Это была первая мыслемедитация на новом виртуальном топосе.

04.02.2013
 
Сергей_БорчиковДата: Вторник, 02.04.2013, 21:24 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Вторая мыслемедитация. Высшее духовное состояние.

Подошло время второй медитации.
Кая я об этом узнал? Не знаю. Чувствую, надо – значит, надо.
Так мать чувствует, что ребенку плохо, а поэт – какое слово следует вставить в стихотворение.
Я – мыслитель, моё дело – мыслить.
И я мыслю. Если есть лучший мир посреди нейтрального и даже худшего, тогда есть и высшее духовное состояние, в которое человек попадает, прикасаясь к этому миру.
Многие религии и этические учения это и без меня хорошо знают.
Я думаю, однако, что высшее духовное состояние не просто состояние, которое дано от века или может быть кем-то подарено. Как говорят: «Дар Божий». Даже если это дар, его необходимо лично культивировать в собственной деятельности и никак больше.
Конечно, очень много чего ему вспомоществует: забота родителей и благодарность детей, дружба и любовь, здоровье и социальные гарантии, культура и знания, вера и авторитет учителя. Но если при всех этих условиях нет главного – личного саморасположения себя к подъему в это высшее, то всё остальное может оказаться недейственным.
Больше того, такое самополагание уже и есть высшее духовное состояние. Конечно, не просто на словах, а на пределе искреннего приятия. А значит, и на пределе исполнения.
Не всё может получаться у человека, но если свеча горит, то она горит. А если на ней лишь весит ярлык «Предназначено для горения», а пламени нет, то и высшее духовное состояние, которое не реализуется в устремлении к высшему, представляет лишь красивую вывеску: «Я верю в высшую духовность и этого достаточно».
Важно понять, что и духовный свет, в отличие от физического огня, бывает разным. И способы свечения постоянно совершенствуются. Человечество не стоит на месте, а непрерывно развивается. Правда, развитие это едва заметно под напластованиями совращений и кризисов. И даже, бывает, затенено предпочтительными сияниями.
Но надо учиться видеть свет развития. Как?
Как мать чувствует своё дитя, как поэт чувствует свое слово, как философ мыслечувствует свою мысль.
Так закончилась, замкнувшись сама на себя, вторая мыслемедитация.

25.02.2013
 
Сергей_БорчиковДата: Вторник, 02.04.2013, 21:26 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Третья мыслемедитация. Meditatio ergo sum.

Нагрянула третья мыслемедитация.
Зачем? Может быть, не надо, – спрашиваю себя.
Надо. Мыслемедитация и есть жизнь.
Cоgito ergo sumМыслю, следовательно, существую, – учил Декарт. Когда я вжился в стиль его мышления, то понял: вопреки всей колоссальной дедуктивной направленности мышление Декарта было медитативно сосредоточенным. Больше того, не вопреки дедуктивному вытягиванию мысли за мыслью медитация существует, а благодаря сростке с дедукцией и медитация пульсирует и сама в свою очередь дедуктивное развертывание поддерживает.

Мыслемедитирую, следовательно, существую, следовательно, живу, – изрекаю я в унисон Декарту.
Живет всякий человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага, – учит Лев Толстой.
И тогда получается, что мыслемедитация – мое благо.

Есть лучший мир в нас, – писал я в первой медитации. И этот мир есть благо.
И это благо – высшее духовное состояние, – писал я во второй медитации. И к этому высшему состоянию надо себя саморасполагать.
И вот, мыслемедитируя, я располагаю себя к этому благу, – пишу в нынешней, третьей медитации.
И очень хорошо себя чувствую, прикоснувшись к истине.

Удается ли мне отдарить частичку блага читающим меня, слушающим меня?
Не знаю. Надо у них спросить. Во всяком случае, я открыт к такому дару.
Догадываюсь, их ответ должен быть симметричным.
Если рыбак поймал рыбу и поделился ею с прохожими, то они вместе с рыбой. А если рыбак (даже со скидкой, что привирает немного) показывает руками, какую он изловил рыбу, то у домочадцев рыба не появляется.
Искатель блага должен сомедитировать с уловом нашедших и ищущих – декартов, толстых, соловьёвых.

Остановишься на миг, посмотришь со стороны – и нет медитации. И мысль застывает.
Всё, остановился. Таков конец третьей мыслемедитации.

15.03.2013
 
Сергей_БорчиковДата: Среда, 03.04.2013, 15:04 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Четвертая мыслемедитация. Дары мыслемедитации.

Четвертая мыслемедитация прорвалась наружу вместе с весной.
Светит яркое солнце, тают снега, щебечут птицы, пахнет пробуждением жизни, я мыслемедитирую. Мыслемедитирую, следовательно, существую.

Толстой советует делать людям добро, а я мыслемедитирую. Какая им польза от этого?
А что я должен делать?
Вот прошел мужик, на лице страдания от похмелья. Должен ли я дать ему денег на выпивку? Вот мама гуляет с малышом в коляске. Возможно, ей хочется сбегать поболтать к подружке. Должен ли я прервать мыслемедитацию и понянчиться с ребенком, пока она отдохнет? А вот у тетки собака с поводка сорвалась. Должен ли я помогать ей ловить собаку?

Толстой призывал отрекаться от блага своей личности во имя блага других. Но отчего я, отрекаясь от каких-то низменных благ своей личности, непременно должен помогать другим людям обрести эти самые личные блага, от которых сам отрекся по убеждению?
Рассудок подсказывает: скорее всего, у Толстого речь не о таких благах. Всех не накормишь, всех не напоишь, каждому не найдешь по хорошему мужу или жене, а в придачу по квартире и высокооплачиваемой работе.
Речь о высших благах. Высшими благами должен делиться человек. Если мне дана любовь, я должен, отрекаясь от эгоизма, делиться любовью с окружающими. Если мне дана мыслемедитация, я должен, отрекаясь от самодостаточности, делиться ею с жаждущими.

Но кто жаждет мыслемедитации? От любви, пожалуй, никто не откажется, а от медитации мыслями? Зачем она кому-то?
Затем, что каждый человек тоже существует, лишь пока мыслемедитирует.
А если не мыслемедитирует, существует ли? По Толстому, да, поскольку может достигать других высших благ: любви, милосердия, правды, разума, мудрости, самосовершенствования, и подчинять им свое обыденное существование.
Но если кто-то достигает высших благ, значит, и размышляет о них, делая их осознанными целями и оценивая свои усилия. А раз размышляет, то не чужда ему сфера мысли, и, возможно, пробивается в ней иногда мыслемедитация – по поводу самой чистой мысли – как сейчас весна пробилась сквозь зимние останки.

Многие люди мыслемедитируют (хотя слова такого и не использует). И я вместе с ними мыслемедитирую. Получается, мы мыслемедитируем, следовательно, мы существуем.
Таким образом, делясь друг с другом собственными мыслемедитативными настроениями и их плодами, мы обеспечиваем бытие такой субстанции, как «Мы».
Еще раз. Мы мыслемедитируем, следовательно, я существую. Я существую, следовательно, могу делиться бытием с другими, а они – со мной. Делясь друг с другом бытием, мы дарим друг другу благо, без которого нет и не может быть жизни.
Такова была немного затянувшаяся весенняя мыслемедитация.
 
Сергей_БорчиковДата: Пятница, 10.05.2013, 15:42 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Пятая мыслемедитация. Пространство и бытие культуры.

Время. Настала пора очередной мыслемедитации.
Прошли знаковые занятия (с гостями) «Философского семинара» (В.И. Моисеевым, О.Н. Моисеевой, В.Э. Войцеховичем), я закончил перечитывать «Триады» Григория Паламы и трактат «О жизни» Льва Толстого.
Иногда слышу возражения: зачем нам эти авторитеты?

Как зачем? Откуда бы мы узнали, что редкие проблески у нас умовидения уже давно составляют опыт метафизирующих исихастов и именуются ими умной молитвой, фаворским светом и т.д.? Можно солидаризироваться с этим опытом и продолжать дело великих предков.
Откуда бы мы узнали, что наше ощущение и даже осмысление противоречий жизни и попыток выхода из них к вершинам духа-разума в строго систематизированном виде уже изложил Лев Николаевич Толстой, очень много нюансов продумал и предоставил нам свой опыт жизнемышления, так сказать, на блюдечке с голубой каёмочкой.
Да, собственно, откуда у нас вообще возникли всякие идеи и мысли, духовные ценности и эстетические образцы, как ни из освоения еще в другую «эпоху» нашего становления – в эпоху детства и отрочества, когда мы впитывали в себя эти самые идеи и ценности, открытые не нами, а теми, кого мы называем авторитетами.
Это сейчас, в эпоху расцвета и зрелости, у нас появился самостный ум-разум и мы возгордились самостийно продуцировать истины, в полной уверенности, что это исключительно наши идеи и ценности и что они достойны занять место в пантеоне общепризнанных истин. Зачем, если мы тотчас для кого-то станем аналогичными авторитетами, сходу отвергаемыми в угоду опять же их новой личной самобытности.

Нет, в истории культуры, в истории философии не так всё просто.
Личность «цепляется» за личность, как у Парменида одно сущее цепляется за другое. Опыт прирастает опытом. Все опыты сливаются в совокупный коллективный опыт.
Особенно это хорошо понимаешь, когда встречаешься с коллегами по цеху. Тут не просто чтение их трудов и работ, при котором очень многое остается за кадром. Тут непосредственное соприкосновение душ и умов, идей и теоретических позиций. Тут подключаются такие способности, как чувствование, сопереживание, непосредственное приятие или неприятие, подсознание, коммуникативные резонансы и прочая и прочая.
Ведь потоки мышления не только в безвоздушном пространстве пересекаются, как при чтении, но и в реальном топосе человеческого бытия и мышления обретают опыт и бытие взаимодействия, отталкивания или притяжения.

Остается вопрос. А как быть с мыслемедитацией, ведь она – сугубо индивидуальный, отрешенный от мира процесс? Да, отрешенный, но не вообще, а на время своего протекания. Человек специально концентрируется до отстраненности от мирового влияния, чтобы, мыслемедитируя в тишине идеального гнозиса, постигать открытые другими людьми и самому творить мировые смыслы. А потом опять возвращается в мир и пользуется этими смыслами.
Лев Толстой вопрошает о бессмертии и видит его в перманентности жизни духа-разума. Тела человеческие умирают, а смыслы духа-разума остаются навеки. Мало того, что они остаются благодаря фиксации в материальных носителях, как, например, картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» или скульптура Микеланджело «Давид», но они еще передаются от духа к духу, как пламя – от свечи к свече. К тому же, если материальные носители могут со временем тоже исчезнуть, картина истлеть, а скульптура разрушиться, духовные и разумные смыслы будут жить вечно.
Впрочем, «вечно», да еще с гипотезой «расположения внутри материальных структур» – это, по-моему, все же метафизическое преусердие. Достаточно, что будут жить столько, сколько будет жить человечество. Залог тому – вшитая в «тело» культуры способность к мыслемедитации.

Мыслемедитация – это как раз та способность, которая ответственна за производство и пермананетность мировых духо-разумных смыслов. Пока люди мыслемедитируют, они существуют (см. предыдущую мыслемедитацию).
А для философов это вдвойне значимо. Феномен духовно-разумной синергии хорошо описал А.А. Ивакин в своем блоге (см. здесь). Немного перефразирую: «Одним словом, душа оказывается в более интенсивной работе («и день и ночь, и день и ночь») после того, как подключается к другим работающим душам. А это ужасно (а точнее – мучительно) приятное состояние». От себя добавил бы: и истинное…
 
Сергей_БорчиковДата: Пятница, 31.05.2013, 16:39 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Шестая мыслемедитация. Тяга мыслечувствия к системе.

Время медитации наступает. Главное – ловить момент божественного наития. И пространство надвигается. В нем надо раствориться без остатка…
И растворяюсь, и блаженствую. И отождествляюсь со смыслами, восстающими перед моим взором…
Мои ли это смыслы или других людей? Не важно. Важно, что они есть.
Также не важно, сотворяемы они или нет? Важно, что они мной творятся нерукотворно и вечны безвременно…
Время мыслемедитации – длить вечность. Пространство мыслемедитации – предоставлять место идеальному.
Если даже физические время и пространство, как учил Кант, априорные формы чувственного созерцания, то что говорить о метафизических времени и пространстве. Они апостериорные формы мыслительного созерцания.

В мыслемедитации процесс мышления сопрягается с процессом мыслечувствия – другими словами: мыслевидения, как учил Платон; мыслеэкстаза, как учил Плотин; мыслеоткровения и мыслесвечения, как учили средневековые мыслители; мыслеотчетливости и мыслеясности, как учил Декарт; интеллектуального созерцания, как учили классики немецкого идеализма, и мыслесимволизации, как учили классики русского идеализма.
Рациональная мысль становится символом мысли чувствуемой, а чувствуемая мысль инспирирует мысль логическую, мысль разума.
Что значит инспирирует? Это означает вливает дух в конструкт мысли. Как в детском конструкторе: сделал машинку из деталей, но если не поставил двигатель – не поедет она. Двигатель и есть дух медитирующей мысли.

Уже Аристотель различал разум движущий и разум движимый. Две с половиной тысячи лет твердят это, как догму. А надо не твердить, а раствержать, размягчать, растворять в мысли своей, сжигать на пламени мыслемедитации и мыслечувствия.
Огонь должен переходить от свечи к свечи, тогда он живет. Нарисованный или записанный огонь – мёртв. Нужно потрудиться, чтобы его воскресить. Сама мысль может быть рациональной, но труд сей – иррационален, практичен, метафизичен.
Говорят и логика рациональна. Не совсем так. Рациональна логическая запись, конструкция из сущностей. Но видение этих сущностей – мыслечувственно.
Иначе из чего будешь строить, если не видишь строительного материала? Если музыкант не слышит звуков, то из чего он складывает музыку? Если художник не видит фигур и цвета, то что он переносит на холст? Если ученый не интуичит законы вещей и объектов, то что он оформляет в свои теории? Аналогично, если философ не чувствует мысль, то что он встраивает в философскую систему?..

А о чем я уже думал и мыслил в системе «Мыслемедитаций»?
О самой мыслемедитации, о совершенном мире, о высшем духовном состоянии, о самосовершенствовании, о декартовском тезисе «соgito ergo sum» и о моем тезисе «meditatio ergo sum», о благе и истине, о делании добра другим людям, о толстовской любви, о субстанциях «Я « и «Мы», о культуре, о гордыне ума и резонансе человеческих душ, о пламени мыслесмыслов – от свечи к свече. И уже в настоящей «Мыслемедитации» – о времени и пространстве, о ratio и irratio, о мыслеконструировании и мыслечувствии, и снова о пламени духа-разума – от свечи к свече…
Большой целокупный огонь получается…
В нем растворяюсь…
 
Сергей_БорчиковДата: Суббота, 22.06.2013, 10:44 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Седьмая мыслемедитация. О благе понимания.

Проснулся утром – жарко, пошел на озёро искупаться, благо, оно близко. Окунулся, и хорошо!
«Живет всякий человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага» – так начал свой трактат «О жизни» Л.Н. Толстой.
Поплавать в озере, почувствовать бодрость и прилив сил – это «хорошо». А «благо» откуда появляется? Благо – от осознания, от мысли, от рефлексии.
«Хорошо» – это физика, «благо» – метафизика. И если живет всякий человек для своей «физики», то так ли уж всякий живет и для «метафизики» тоже? Всякий ли будет называть свои удовольствия и приятствия «благом», имея в виду философский термин, тянущийся от Платона, да еще и с акцентом метафизического первоначала?

Живет всякий человек для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага, и только философ осознает это хорошо как метафизическое благо, и от этого осознания ему делается хорошо, т.е. метафизическое благо превращается в «физическое» «хорошо».
Живет всякий философ только для того, чтобы ему было хорошо от понимания своего блага – так могу конкретизировать я применительно к своей «профессии» мысль Л.Н. Толстого.
Если человеку не делается хорошо от понимания – он не философ. Философ понимает, почему хорошо, почему плохо, не всё может изменить, но уже понятие ему доставляет благо. Метафизик поднимается в понимании еще выше. Его задача не просто понять понятие, а превратить его в самобытную данность – в живую идею.

Всякая «идея есть существо» – учил другой русский мыслитель, В.С. Соловьев. И если живет один человек для своего блага и другой – для своего, а эти блага сталкиваются и противоречат друг другу, то люди вынуждены доставлять друг другу страдания и не-благо. Аналогично и в мире идей. Если философ понимает свои идеи и ему хорошо, но не понимает идеи другого философа, то эти идеи сталкиваются и доставляют не-благо.
Но есть одна тонкость различия. Если в жизни люди, как правило, не могут изменить ход событий и продолжают ради своего блага причинять вред и зло другим людям, то в идеальном мире нет никаких препятствий к тому, чтобы уяснить и понять идеи других людей, философов, метафизиков, и тем самым вскрыть единящее всех их изначальное благо.

Все идеи суть понимания, а посему связаны друг с другом единой природой осознания, мышления, рефлексии. Отсюда нет никаких препятствий к устранению противоречий между ними. Содержательные противоречия могут оставаться – все мыслители разные, но формальные, металогические вполне преодолеваются. Пусть есть противоречие, оно неприятно, но если философ осмыслил его, то он как метафизик совершил синтез и это свершение синтеза есть то, для чего живет метафизик, – благо его жизни.
Если в жизни человека как просто человека живое «хорошо», или реальное благо, и понятие «благо» разведены, последнее лишь внешним образом навешивается в качестве предиката на жизненные свершения, то в жизни человека как метафизика живое благо и понятие «благо» есть одно и то же, т.е. они тождественны. Метафизик живет для понимания блага и это понятие и есть его благо.

Всего-то лишь утром искупался в озере – и какая пошла медитация о благе. Тут уже «метафизик» с «человеком» сливаются в одно гармоничное целое. Понять это – великое благо. Хорошо!..
 
Сергей_БорчиковДата: Четверг, 03.10.2013, 20:48 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Восьмая мыслемедитация. О метафизике.

В Греции под пальмами на берегу Коринфского залива Ионического моря медитирую мыслями я. Где-то на противоположном берегу почти две с половиной тысячи лет назад медитировал собачьими укусами Диоген Синопский.

В отличие от него я мыслемедитирую о метафизике, о сверхсущем. Мыслемедитировать о метафизике означает пребывать в самой метафизике. Пребывать означает быть сущим в сверхсущем. В сверхсущем означает в мыслетекущем.

Мыслетекущее вытягивает за волосы фантазийно-идеальное в область реально-идеального. Туда, где мыслемедитировал эйдосами-видиками Платон или формами разума Аристотель. И это идеальное перерастает свою основу – фюзис, биос, социум, психею, одним словом – сущее и делается сомодостаточным сущим, равно сверхсущим.

Основа не перестает быть. Если исчезает основа – исчезает и надстройка. Но основа перестает быть определяющей для существования сверхсущего. Она делается как бы прозрачной, а сверхсущее, плотное и полное, пребывает в своей независимой актуальности.

Актуальность эта не перманентна. Она не длится, как сущее, от мгновения к мгновению и от места к месту. Она как пламя: горит то время, пока горит, и в том месте, где горит. Потухнет пламя – и нет его. Потух огонь Эллады, и как, в чьих умах возрождается он? Потух огонь русского духа Толстого, Достоевского, Соловьева, и кто, какие души являются носителями его?

Метафизика – это состояние духа плюс рефлексия разума. Без состояния всякий метафизический ум – вымученная профанация. Без разума всякое духовное переживание – экзальтированная симуляция. Профанация метафизики и симуляция метафизики.

Метафизика – это всегда новая, живая, самовоспламеняющаяся мысль – от свечи к свече, от свечи к свече. На земле Эллады – от Платона и Аристотеля, в центре Европы – от Декарта и Хайдеггера, на русских просторах – от Толстого, Достоевского и Соловьева – туда, где я, куда сейчас пробивается мое Я, инспирирующее на подручном материале фюзиса, биоса, социума и психеи высшее духовное состояние и продуцирующее в этом состоянии сущности разума, связанные с сущностями других метафизиков едиными нитями энергии сверхсущего.

20.09.2013
 
Форум » Персональные блоги-форумы » Блог-форум С.А. Борчикова (г. Озёрск) » Мыслемедитации о мире
Страница 1 из 11
Поиск:



Философский семинар © 2016