|
Модель 3-х регионов и "прыжок" Хайдеггера
|
Сергей_Борчиков | Дата: Понедельник, 09.10.2017, 11:08 | Сообщение # 1 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Репутация: 0
Статус: Offline
| Начало и планы (занятие №798, 4 октября)
На этом занятии были согласованы планы на новый учебный год. В качестве основной темы было принято: Продолжение изучения и исследования Модели 3-х регионов мироздания с ударением на межрегиональные связи. В связи с этим на авансцену вышла работа М. Хайдеггера "Чёрные тетради", в которой он обосновывает три вида прыжков: прыжок к Бытию, прыжок к Dasein (здесь-и-сейчас-бытию) и прыжок к Ereignis (к со-бытию на поле Seyn).
Была поддержана инициатива группы участников форума "Философский штурм" по созданию "Учебно-исследовательского проекта "Модель 3-х регионов"", основной задачей которого является как раз апробирование и обката со-бытия людей (философов). Некоторые участники Семинар высказали желание принять участие в этом Проекте по мере возможности.
Особых теоретических углублений на занятии сделано не было. Поговорили на тему, как всё это трудно сделать без принятия новых мировоззренческих ориентиров. Но в чем эти ориентиры состоят, пока и не прояснилось.
|
|
| | |
Сергей_Борчиков | Дата: Пятница, 13.10.2017, 13:27 | Сообщение # 2 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Репутация: 0
Статус: Offline
| Занятие № 799 (11 октября)
Состоялось очередное занятие «Философского семинара». На нем были сделаны 4 доклада, предваряющие заход в программу семинара.
Игорь Пижонков рассказал о бытийных основах дзен-буддизма, о некоторых его механизмах ослабления обусловленности нашего бытия (природой, обществом) и способах концентрации на истинном бытии здесь-и-сейчас. Тем самым обозначалась перекличка и общие интенции с Dasein-философией М. Хайдеггера.
Вадим Савинов рассказал об этапах философской биографии М. Хайдеггера, о циклическом (11-летнем) характере этих этапов и охарактеризовал некоторые Dasein-экзистенциалы М. Хайдеггера периода «Бытия и времени». В частности, разговор шёл о замене гуссерлевской феноменологически-нейтральной «интенции» на бытийно-близкую и экзистенциально-насыщенную «заботу».
Наталия Подзолкова остановила свое внимание на биполярной обусловленности бытия: снизу – вещами и материально-сущим (немецкое слово «условие» Be-ding-ung от слова Ding – вещь), сверху – языком и сущностями (русское слово «у-слов-вие» от «слово»). Дала определение Dаsein как бытия, сумевшего трансформировать эти обусловленности из ограничивающих и умаляющих бытие в расширяющие и оживляющие его.
Сергей Борчиков рассказал о двух периодах в творчестве М.Хайдеггера: 1) Dasein-бытийном, 2) Ereignis-со-бытийном. Первый был охарактеризован как выход и преодоление конфликта с феноменологией Гуссерля, второй – как выход и преодоление слабостей индивидуально-коллективной Dasein-позиции с помощью опоры на сущностное бытие (Seyn).
Обсуждение докладов прошло насыщенно и порой даже бурно. И это объяснимо. Доклады были достаточно разноплановы, хотя в них, очевидно, прослеживалась внутренняя взаимосвязь. А идеи хайдеггеровской философии, ее этапов и периодов чрезвычайно сложны. На этом семинар закончился. Дальше уже органично напрашивается теория прыжков.
|
|
| | |
Сергей_Борчиков | Дата: Пятница, 20.10.2017, 10:41 | Сообщение # 3 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Репутация: 0
Статус: Offline
| Занятие №800 (18 октября)
На этом занятии состоялась 1-я лекция «Понятие и три вида прыжка у Хайдеггера» (имеется аудио запись лекции). Текст лекции здесь – http://allunity.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=2165#p12618
В целом занятие прошло неожиданно вдохновенно. На нем, как кажется, удалось: во-первых, не спорить по количеству и качеству регионов (сущего, бытия, сущностей), во-вторых, не спорить по дифференциации региона бытия на три подрегиона: собственно бытие, Dasein, Ereignis (Seyn), в-третьих, увязать понятие прыжков Хайдеггера с этими подрегионами, в-четвертых, самое главное, ухватить гуманистическую суть философии Хайдеггера.
Посленяя мысль проводилась, начиная с эпиграфа, гласящего, что человек, по Хайдеггеру, это прыжок в бытие, и кончая общими выводами о новой гуманистической антропологии Хайдеггера, дистанцирующейся и от гегелевского абсолютного идеализма, и от марксова исторического материализма. Антропология и философия Мартина Хайдеггера центрируется не просто на человеке или его сущности, а на его здесь-и-сейчас-бытии (Dasein) и на со-бытии в границах этого «вот» (Da) с бытием других людей, с истинными сущностями и даже с самим сущим.
|
|
| | |
Сергей_Борчиков | Дата: Четверг, 26.10.2017, 18:14 | Сообщение # 4 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Репутация: 0
Статус: Offline
| Занятие №801 (25 октября)
На этом занятии состоялась 2-я лекция «Два вида прыжка в первоначало: вверх и вглубь». (имеется аудио-запись занятия). Текст лекции здесь – http://allunity.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=2165&p=12641#p12633
В целом занятие прошло по нарастающей: сначала академически монотонно - в разъяснении терминов и этимологических игрушках, затем бурно – в споре о личных первоначалах жизни каждого человека и о их пересечении с первоначалами общественного сознания и человечества в целом. Вопросы оказались не из легких. Ответов скорых не получилось. Рецепты Хайдеггера: прыжок в Dasein и прыжок в Ereignis, слёту не дались. Все участники занятия ушли озадаченные. Что ж, это повышает шанс поискового интереса.
|
|
| | |
Сергей_Борчиков | Дата: Четверг, 26.10.2017, 18:17 | Сообщение # 5 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Репутация: 0
Статус: Offline
| По результатам занятия от Михаила Корякина пришло письмо:
«Уважаемый Сергей Алексеевич! Ещё раз прочитал Ваши лекции по изложению взглядов Хайдеггера на «прыжок» и не нашёл для себя ответов на следующие вопросы:
1. Прыжок – это качественная характеристика, но как она сочетается с количественными показателями (к примеру: познание, образование, нравственность, вера, культура, и др.), и надо ли иметь их? Может достаточно интуиции? Но возможна ли она на чистом листе?
2. Кто оценивает качество прыжка, а именно, вверх и вперёд? Сам человек, как бы для себя изнутри или внешняя среда, путём признания его взглядов и выводов с дальнейшим продвижением их в бытии и миру последователями. Но кто поручится, что результаты его размышлений – это вверх и вперёд! В истории сколько было ошибок и только время расставляло всё на свои места, а то и не всегда. А что-то так и осталось в полной неопределённости. Критерии оценки очень важны, так как можно, что вполне возможно, спутать: идя вперёд как бы оказаться сзади и внизу. Примеров очень много, тот же коммунизм-ленинизм – что это было? Может в основе оценки должны лежать только понятия добра и зла, правды и лжи, плохого или хорошего и др. сформированные человеческой цивилизацией в нравственных категориях бытия, в основе которых находится несомненно божественный фактор.
3. «Прыжок» естественно относится к духовной сфере, но она очень многолика: человек, как самость, религия, метафизика, наука, бытие (культура, искусство, карьера и др.), природа. Необходимо, по-моему, при осмыслении данного вопроса определить, в какой сфере мы рассматриваем этот качественный прорыв («прыжок»). С философской стороны – прорыв в какую область: имманентное (в самом себе), трансцендентальное (сверхчувствительное, интуитивное), трансцендентное (запредельное). Если «прыжок» очень широкое понятие, присущее для всех областей и во всех сферах, то это безграничная, неохватная, бесконечная тема. Давайте вместе подумаем над этими вопросами и поделимся своими размышлениями.
С уважением, М.Корякин».
|
|
| | |
Сергей_Борчиков | Дата: Четверг, 26.10.2017, 18:20 | Сообщение # 6 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Репутация: 0
Статус: Offline
| Михаил Федорович, спасибо за отклик и вопросы. Все вопросы совершенно справедливые и правомочные. Ответы по порядку.
По (1). Во втором разделе своих лекций я планирую рассмотреть связь прыжков с шестью качественно-количественными областями, как у Хайдеггера: 1) с бытием, 2) с познанием, 3) с мышлением, 4) с пониманием, 5) с творчеством, 6) с философией. Конечно, есть и другие области, на которые Вы указали: культура, религия, нравственность и т.д. Не возражаю, если мы рассмотрим и их. Можете взять на себя часть исследовательской работы и начинать готовить ответы.
По (2). Оценка качества прыжка, особенно философского, типовая – как для всех философских феноменов и актов: во-первых, по внутренним (интуитивным и логическим) критериям – это следование апробированным историческим первоначалам или современным творческим тенденциям; во-вторых, это практическая верификация. Но если с социальными идеями еще куда ни шло – их хоть как-то можно проверять в действительности, то с философскими теориями трудней. Поиску таких механизмов верификации и посвящен наш Проект. Предлагайте свои решения: как верифицировать философские сущности и первоначала.
По (3). Прыжок и я, и Хайдеггер рассматриваем все же больше как философский прыжок, и в первую очередь в философские первоначала. Но поскольку первоначала имеют триединую трансцендентно-трансцендентально-имманентную природу, то они увязываются и с прыжками в трансцендентное сущее, и в трансцендентальное бытие и в имманентные сущности, т.е. те, которые мы знаем, изучаем и осваиваем.
Продолжаем думать и исследовать.
|
|
| | |
Сергей_Борчиков | Дата: Пятница, 10.11.2017, 20:59 | Сообщение # 7 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Репутация: 0
Статус: Offline
| Занятия №802 (01.11.17) и №803 (08.11.17)
Информацию об этих занятиях я объединил вместе, потому что на первом из них Игорь Пижонков сделал доклад, в котором затронул наиважнейшую проблему прыжка к сущему. Доклад вызвал большой интерес и оживленную дискуссию. Понятие прыжка человека к сущему (вхождения человека в сущее, отождествление с сущим) было принято, но не совсем была понятна природа и структура этого прыжка, особенно в связи с моделью трех регионов. Потребовалась дополнительная неделя осмысления. В результате чего у меня родилось дифференцированное представление о прыжке в сущее (Su), выразившееся в различении трех мод прыжка: Su1, Su2, Su3.
Поэтому на втором их этих занятий я прочитал лекцию-3 о прыжках Хайдеггера (см. http://allunity.ru/forum....12652), начав с данного представления. Сказанное можно изобразить более четко (чем на доске) в следующей картинке:
 Здесь:
стрелками синего цвета обозначены прыжки: прыжок a – из сущего (от сущего объекта, серый кружок) к бытию (зеленый кружок), прыжок b – из бытия к Dasein, прыжок с – из Dasein к Ereignis, прыжок d – из Ereignis к сущности (голубой кружок), прыжок e – от сущности к сущей сущности (Dawesen);
стрелками черного цвета обозначены соответствующие соскоки обратно, которые не требуют усилий и происходят, как правило, сами собой при отсутствии активности и прыжкового напряжения со стороны человека;
стрелками красного цвета обозначены прыжки (не соскоки, а именно прыжки-возвраты, прыжки вглубь) к сущему: Su1 – прыжок из Dasein к сущему, которое будет представлено уже модифицированным (модулированным) объектом (красный кружок), Su2 – прыжок из Ereignis к сущему, Su3 – прыжок сущности через превращение в сущую сущность к сущему как таковому, которое представлено в таком случае Трансценденцией (черный кружок).
Поскольку в каждом случае оба прыжка (вверх – ↑ и вглубь – ↓) работают в паре, то их можно обозначать комплексным оператором – ↑↓, что явным порядком предопределило переход к лекции-3 с ее темой рассмотрения четырех комбинаций таких прыжков: ↑↓, ↓↑, ↑↑, ↓↓.
|
|
| |
|
|