История философии - Форум





Форма входа
    город Озёрск
Среда, 07.12.2016, 23:16


 Философский семинар

  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Подфорумы » Вести с занятий "Философского семинара" » История философии (21-й уч. год)
История философии
Сергей_БорчиковДата: Среда, 30.10.2013, 10:17 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
29 сентября отпраздновали 20-летие философского семинара (см. здесь). Появилось время поговорить о занятиях в начавшемся 21-м учебном году.

Первые три занятия (11, 18, 25 сентября) были как бы раскачкой - о наработанном за летние каникулы: продолжение темы Л.Н. Толстого, учение Антонио де Мелло и другое, пока 2 октября ни вышли на тему истоков философии и историко-философская проблематика ни стала доминировать. Поскольку одним из существенных признаков философии является мышление в понятиях или понятиями, то 9 октября рассмотрели и мой лично-исторический опыт зарождения первых понятий, сравнивая онтогенез с филогенезом. А потом уже перешли непосредственно к истории философии.

Занятие №658 (16.10.13).
Н.А. Подзолкова сделала доклад о досократиках и разнообразии их учений. И хотя отметили естественно-научную направленность досократического философствования, была вскрыта и существенная их черта - зарождение и апробация такого феномена, как первоначало, или первоначальная категория. Таких первоначал было отмечено множество: вода (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), число (Пифагор), бытие (Парменид), огонь и текучесть (Гераклит), любовь и вражда (Эмпедокл), атомы (Демокрит) и т.д.

Занятие №659 (23.10.13).
На этом занятии я обратил внимание, что упустили главное первоначало - мудрость. Ведь и фактуально в начале досократического периода лежит так называемый этап "семи мудрецов", и сам Фалес входит в их число. И этимологически именно в этот период оформляется слово "философия" - как любовь к мудрости, а не к в воде, скажем, или бытию. Но это упущение не есть следствие недальновидности исследователей, оно и самим досократикам присуще, поскольку те актуально заняты другими первоначалами. Мудрость же располагалась в тени этих первоначал и вне непосредственной рефлексии, как бы за кадром. В последующем будут периоды, например, у гностиков или в эпоху возрождения, а самый мощный - русская софиология, когда София станет рассматриваться как равноправное с другими первоначало. Но об этом речь впереди.
 
Сергей_БорчиковДата: Четверг, 03.04.2014, 11:40 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Идол гипостазирования
(к занятию № 680, 02.04.14).

Вчера состоялось интересное и очень бурное занятие «Философского семинара». На нем обсуждалась проблема, которую я постфактум сформулировал как идол гипостазирования.

Слово «идол» заимствовано у Ф. Бэкона. Означает оно призрак (ошибку, заблуждение, мираж), но не просто как субъективный, а вшитый в человеческую природу, в психологические, социальные и гносеологические механизмы.
Слово «гипостазирование» в общем смысле означает придание каким-либо феноменам или сущностям сознания или ума статуса самостоятельно и объективно существующих.

Выделяются разные уровни гипостазирования, начиная от тривиальных, когда гипостазируются просто общие слова и идеи (например, слово «яблоко» признается объективным по отношению к конкретным материальным яблоками) или феномены человеческого бытия (например, чувства: совесть, любовь, гордость и т.д. – признаются объективно существующими, свойственными всему человеческому роду), до метафизического гипостазирования, когда гипостазируются целые пласты особых существований и реальностей.
Идол гипостазирования касается последнего, метафизического гипостазирования.

Примеры метафизического гипостазирования.
Самый знаменитый, классический пример – мир идеального бытия Платона. Это мир, отличный от сущего (материального) мира, в котором существуют идеи, вечные первообразцы всех вещей.
Самый интегральный, синтетический пример – Абсолют, всеохватывающий, всеединый и всё детерминирующий.

Что происходит при гипостазировании?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует различить 1) объективное и 2) мыслительное гипостазирование.
При объективном гипостазировании некие практики человеческого бытия и познания, культивируемые отдельными индивидами, складываются в совокупно общее действо, порождающее особый продукт, который имеет свойство отделяться от индивидов, обретая объективное, как бы надчеловеческое бытие. Тем самым создается почва для мыслительного гипостазирования идей и сущностей, обозначающих или репрезентирующих это бытие, эти практики и этот объект. Что в последствие теоретически и закрепляется как особый гипостазная область сущего или даже всё сущее: идеальный мир, Бог, высшая реальность, мировой Дух, Абсолют.

В самом механизме таких трансформаций нет ничего предосудительного. Больше того, он совершенно адекватно предопределяет и описывает появление более высоких уровней (типов) сущего и даже (насколько в каждом случае вскрыто и исследовано) специфику их функционирования. Слово «идол» относится не к этому механизму.

Если взять теорию уровней сущего, то в весьма общем виде можно представить последовательное восхождение:
а) физическое сущее,
б) биологическое сущее,
в) исторически-социальное сущее,
г) культурно-духовное сущее,
д) метафизическое сущее.
И каждому соответствует свой тип гипостазирования:
(а) и (б) гипостазируются в природу и природную материю,
(в) и (г) гипостазируются в социум, историческую материю, культуру, человека вообще,
(д) гипостазируется в мир идеальных сущностей и его моды: Абсолют, Бог, Я, Всеединство, высшая Реальность и т.д.
Так складываются три онтологических региона, которые я обозначаю самыми максимально всеобщими метафизическими терминами:
1) регион собственно сущего,
2) регион бытия,
3) регион сущностей.

Идол гипостазирования возникает там и тогда, где и когда нечто, гипостазированное на одном из уровней сущего или в одном из регионов мироздания, переносится или приписывается другому уровню или региону, т.е. когда происходит искусственное смешение уровней.
Например, бытие – это всегда человеческое бытие. И этот гипостаз имеет место быть. Но когда приписывают бытие материальным или природным объектам, то впадают в идол гипостазирования, потому что материальные объекты – только сущие, но не бытийствующие (не человек). Таким образом, гипостазирование бытия до бытия – закономерная норма, а гипостазирование бытия до сущего – идол гипостазирования.
Аналогично с метафизическими реалиями. Гипостазирование сущностей человеческого бытия и познания до метафизических сущностей (Абсолют, Бог, Идея и т.д.) – норма в регионе сущностей, но гипостазирование этих же сущностей до бытия или сущего – уже идол гипостазирования. Абсолют и идеальный мир являются объективными реальностями в регионе сущностей, но их нет ни в бытии без человека, ни тем более в сущем мире.
 
AGДата: Воскресенье, 20.07.2014, 19:51 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, Сергей. Я как-то несколько раз приходил на занятия клуба "Диспут", но, как известно, дело с этим клубом "завернулось". Планирую в этом году ходить на занятия семинара, поэтому не могли бы вы озвучить тему занятия в предстоящем году (если такая имеется). В причину своей неопытности, думаю немного подготовиться.
 
Сергей_БорчиковДата: Среда, 27.08.2014, 15:17 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 432
Репутация: 0
Статус: Offline
Андрей, программа будет продолжением программы предыдущего года. Детально обсудим на первом занятии. Информацию см. здесь.
Рад видеть тебя и всех желающих на нашем семинаре.
 
Форум » Подфорумы » Вести с занятий "Философского семинара" » История философии (21-й уч. год)
Страница 1 из 11
Поиск:



Философский семинар © 2016